Сочинение по картине




Сочинение по картине известных авторов

    Сочинение по картине Репина "Бурлаки на Волге"

    Сочинение по картине: И. Репина "Бурлаки на Волге".
    Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется - То бурлаки идут бечевой!..
    Когда смотришь на картину Ильи Ефимовича Репина "Бурлаки на Волге" невольно вспоминаешь эти проникновенные строки русского поэта Н.А. Некрасова. Естественно, И.Е. Репин рисовал свою знаменитую картину не по стихотворению поэта, да и Некрасов не использовал картину Репина при создании своего произведения. Оба они воочию наблюдали тяжелый труд бурлаков: Некрасов детские годы провел на Волге, Репин специально поехал туда, чтобы увидеть, как тянут баржи бурлаки. И тот, и другой были потрясены увиденным.
    Картина Репина "Бурлаки на Волге" нарисована в 1870 году. Это было смелое произведение, правдиво изображающее всю тяжесть труда бурлаков, его непосильность, которая сгибает людей, превращает молодых в стариков раньше времени. Но в то же время в картине Репина можно наблюдать и некоторую поэтизацию бурлацкой ватаги, которая представляет собой как бы единый организм, живущий одним общим делом.
    Бурлаки движутся прямо на зрителя. Они как будто возникают из дали и растут, приближаясь к зрителю все ближе и ближе. При этом каждый персонаж прорисован отдельно. Бурлаки не сливаются в общую массу. Можно четко разглядеть каждого из них. Хорошо видна истлевшая от пота одежда бурлаков. Рубахи на некоторых из них висят лохмотьями. На ногах почти у всех лапти. Один крестьянин обут даже в сапоги, а другой вообще бос. По согнутым фигурам, по наряженным лицам можно понять, насколько тяжел труд бурлаков, сколько сил они тратят на то, чтобы тянуть тяжелую баржу против течения.
    Но бурлаки не вызывают жалости. Напротив, восхищаешься их силой, терпением, могучим духом, помогающим им преодолеть трудности пути, не сдаться, не упасть в изнеможении на песок. Это впечатление усиливается окружающим пейзажем. За бурлаками блестит зеркальная гладь Волги. Над ними лазурная синева неба. Все освещено яркими лучами солнца. Солнце немилосердно жжет бредущих по берегу людей. Кто-то из них зол, кто-то безразличен ко всему. Но все они связаны одной лямкой, одной судьбой.
    Глядя на картину, поражаешься силе духа русского человека, который невозможно сломить никакими трудностями. Человек лишь гнется ниже, но продолжает идти вперед, стиснув зубы или издав невнятный звук, похожий не то на рык, не то на стон.

    Описание картины И. Репина "Бурлаки на Волге".
    История создания картины подробно описана самим Репиным в книге "Далекое близкое". Первоначальный замысел произведения целиком укладывался в концепцию "критического реализма" 1860-х годов: нищие, ободранные, грязные бурлаки в сопоставлении с нарядной толпой дачников (такую сцену Репин увидел однажды во время прогулки по Неве). С целью осуществления этой идеи художник в 1870 году предпринял поездку по Волге, где выполнил множество портретных зарисовок. От первоначального замысла не осталось и следа. "Чуть только я прочел в газетах о бурлаках г. Репина, то тотчас же напугался, - писал Достоевский. - Даже самый сюжет ужасен: у нас как-то принято, что бурлаки всего более способны изображать известную социальную мысль о неоплатном долге высших классов народу... К радости моей, весь страх мой оказался напрасным: бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: "Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!". И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику". Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга. Это сделано мастерски. Перед нами - вереница персонажей, каждый из которых - самостоятельная портретная индивидуальность. Репину удалось соединить условность картинной формы с удивительной натурной убедительностью. Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы. Возглавляет ватагу тройка "коренников": в центре бурлак Канин, лицом напоминавший Репину античного философа, справа - бородач с несколько обезьяньей пластикой, олицетворение первобытной дремучей силы, справа - "Илька-матрос", озлобленным, ненавидящим взглядом уставившийся прямо на зрителя. Спокойный, мудрый, с несколько лукавым прищуром, Канин являет собой как бы серединный характер между этими двумя противоположностями. Столь же характерны и другие персонажи: высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, непривычный к такому труду и словно пытающийся освободиться от лямки, черноволосый суровый "Грек", обернувшийся, словно для того, чтобы окликнуть товарища - последнего, одинокого бурлака, готового рухнуть на песок. Начало и конец пути, продуманное повествование о жизни людей, годами существующих рядом, вместе - таков "сверхсюжет" репинских Бурлаков.

    История картины "Бурлаки на Волге".
    В своей книге "Бурлаки на Волге" Репин рассказывает, что тема картины родилась под впечатлением увиденной на Неве сцены: празднично одетые прогуливающиеся господа, а рядом бурлаки в лямке, тянущие баржу. Впечатление у художника от этой сцены было очень сильным. Подсказанная жизнью тема так овладела художником, что он вынашивал ее около пяти лет, делал все эти годы наброски и эскизы в поисках решения.
    Судя по одному из ранних эскизов известнейшей картины живописца, Репин намеревался взять за основу сюжета картины контраст между веселящимися господами и группой бурлаков. И хотя это соответствовало первому впечатлению художника, он продолжал искать новые формы и темы. Репин трижды специально выезжал на Волгу, где наблюдал труд и быт будущих героев картины, делал зарисовки, писал эскизы и этюды. В конце концов художник решил дать общий образ этих людей, показать духовную энергию и силу живописно-пластичными средствами.
    В результате... широкие просторы великой русской реки. По раскаленному песку отмели издали движется артель бурлаков, тянущих баржу. Не одну сотню верст прошли эти люди в лямке. Яркое солнце освещает всю артель, темное тревожное пятно мрачной группы одетых в рубище людей подчеркивается спокойствием, ясностью пейзажа, полными светом и воздухом бескрайними просторами. Узкая полоска берега, смутные очертания холмов за широкой водной гладью усиливают впечатление необъятности и глубины волжского пейзажа, что позволяет художнику еще резче оттенить "темное, сальное, какое-то коричневое пятно" (по выражению самого художника) - бурлаков.
    Первое впечатление от картины именно такое: среди искрящегося солнцем пейзажа движется темное пятно. Сначала видишь только это пятно, вытянутое по берегу, группу людей. Затем начинаешь различать лица: бурлака с трубкой, старика, молодого парня и, наконец, замечательного вожака артели Канина. И постепенно воспринимаешь каждого члена артели как индивидуальность, как характер.
    Репин неустанно сопровождал бурлаков во время их движения по берегу, наблюдал за ними и воспроизводил наиболее интересные типы в этюдах. Этот живой источник творчества помог художнику найти прототипы задуманных образов и подсказал ему убедительное живописно-пластическое решение темы.
    В картине раскрывается живописный талант Репина. Пластично вылепленные фигурки бурлаков, даже их лохмотья. Пейзаж с его желтым песком, в котором вязнут ноги, с голубоватой лентой реки, пестрой баржей и высоким знойным летним небом написан широко, смело, красиво. Далеко простирается гладь воды. Этот открытый пейзаж был для своего времени достижением по трактовке пространства, по характеру цветовой гаммы, основанной на сочетании желтых и голубых оттенков.
    Бурлаки показаны в момент изнурительной и отупляющей работы. Однако это не вызывает чувства уныния, безнадежности. Наоборот, тяжелая поступь бурлаков, мощь тружеников - все это оставляет впечатление о внутренней силы народа, о великой силе России.
    Именно живость картины, невероятная пластика форм, объем и пространство делают эту картину такой популярной с самого момента создания шедевра великим живописцем по сегодняшний день.
    Ценители полотна Репина "Бурлаки на Волге" могут заказать копию картины, написанную маслом на холсте, а так же обсудить детали, сроки и стоимость работы художника.

    Сочинение по картине И. Е. Репина "Бурлаки на Волге".
    Картина И. Е. Репина "Бурлаки на Волге" - пожалуй, самое знаменитое произведение выдающегося художника. Картина была написана в 1873 году на основе многочисленных этюдов и портретных зарисовок, собранных молодым живописцем во время путешествия по Волге в 1870 году, и явилась свидетельством его духовной творческой зрелости.
    Изнемогая от жары и усталости, по берегу великой реки бурлаки медленно тянут тяжелую неповоротливую баржу. Композиция картины построена таким образом, что группа как будто движется на зрителя, но фигуры при этом не закрывают друг друга. Перед нами - одиннадцать персонажей, все, как один, - нищие и обездоленные, но каждый - со своей индивидуальностью и характером.
    Впереди - тройка "коренников" во главе с бурлаком Каниным. Этот пожилой бурлак с лицом античного философа олицетворяет лучшие черты русского мужика: спокойствие, мудрость, упорство. Рядом с ним - бородач, воплощение первобытной силы, и Илька-матрос с тяжелым, ожесточенным взглядом разбойника из-под спутанных волос... Бессильно опущены руки бурлаков, ноги напряжены, а в лицах читаются разные чувства - здесь и покорность судьбе, и протест, и простодушие, и озлобленность.
    Солнце ласково освещает побережье, но бурлакам не до красот природы - работа требует от них нечеловеческих усилий. Ветхие рубахи потемнели от пота, плечи болят от натянувшейся бечевы, ноги утопают в глубоком песке, а путь кажется бесконечным. Но не жалость вызывают у зрителя их фигуры, а ощущение внутренней могучей силы. Эта грозная сила, пока еще не осознаваемая ими, зреет внутри каждого помимо его воли, и уже нет возможности остановить этот процесс.
    В картине Репина "Бурлаки на Волге" народная тема звучит жизнеутверждающе. Полотно говорит о народной мощи, будит мысль о необходимости борьбы, рождает веру в светлое будущее народа.

    Описание картины И. Е. Репина "Бурлаки на Волге".
    Почти каждая картина Ильи Ефимовича Репина имеет свою увлекательную историю, потому что редко какая из них писалась за один год. Обычно между замыслом и окончательным его воплощением проходило три-четыре года, а иногда и больше. Смысл происходящего в картине выражался в определенной сцене, и потому общая композиция полотна ясно вырисовывалась уже в первых эскизах, а затем только уточнялась или незначительно изменялась.
    Так было и с "Бурлаками на Волге" - картиной, которую И.Е. Репин создал в 29 лет, будучи еще учеником Академии художеств. В то время он работал над академическими сюжетами - "Иов и его друзья" и "Воскрешение дочери Иаира", а к замыслу "Бурлаков" его привело, казалось бы, случайное событие.
    В 1868 году И. Репин со своим товарищем по учебе К. Савицким отправился на этюды на Усть-Ижору. Как-то раз они увидели рядом с празднично разодетыми дамами и мужчинами, гуляющими по берегу, оборванную и почерневшую от солнца ватагу бурлаков, тянущих тяжелую барку. "О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! - воскликнул художник. - У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у другого локти повылезли, некоторые без шапок; а рубахи-то, рубахи. Истлевшие - не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ".
    Эта сцена так поразила И. Репина, что с того момента художник надолго увлекся темой "Бурлаков". То он набрасывал эскиз, где на берег поднимается вереница одних только бурлаков, то писал эскиз (до нас не дошедший, но виденный художником Ф. Васильевым), в котором целиком предстает виденная им картина.
    Казалось бы, в теме, избранной И. Репиным случайно, не может быть ничего поэтического. Некоторые друзья художника утверждали, что бурлаки, впряженные в лямку, могут вызвать у зрителя только жалость и сочувствие, не более... Но художник сумел выразить в своей картине захватывающие зрителя глубокие чувства и мысли.
    Чтобы картина была правдивой, в 1870 году И.Е. Репин поехал на Волгу, где мог ближе наблюдать жизнь народа, познакомиться с его трудом и бытом, увидеть красоту того русского характера, который потом и получил свое выражение в картине. Он хотел не просто посмотреть на бурлаков и порисовать их, но и пожить среди них, поближе узнать.
    После поездки на Волгу И.Е. Репин отказался от прямолинейного и навязчивого обличительства, в котором могла проявиться рассудочная дидактика и сухая надуманность. Внимание его приковали прежде всего люди с трудной судьбой, во всем многообразии и богатстве своих характеров. Им посвятил он свою картину, их заставил говорить на своем полотне.
    На Волге "видел я и смешанные коллективные усилия людей и скотов обоего пола, тянувших все те же незероятные по своей длине бечевы; группы этих бурлаков рисовались силуэтами над высокими обрывами и составляли весьма унылый прибавок к весьма унылому пейзажу".
    ...Темное, предгрозовое небо, затянутое тяжелыми и хмурыми облаками... В разрыве между ними проглядывает клочок ясного неба и льются ослепительно яркие лучи заходящего солнца. Они прокладывают светлую, искрящуюся дорогу по холодной свинцовой поверхности притихшей реки. На фоне этого светлого пятна, но погруженные во мрак нависающей над ними тучи выделяются темные силуэты людей - медленно, с огромным усилием взбирающихся на крутой склон холма. Они с трудом отрывают от земли ноги, вязнущие в сыром, зыбком песке, и с каждым шагом все больше и больше выбиваются из сил.
    Такими изобразил И. Репин бурлаков в своем первом волжском эскизе, бегло, но очень эмоционально воссоздав в нем взволновавшую его картину. Этот карандашный эскиз и стал отправной точкой, с которой начались дальнейшие поиски художника.
    И.Е. Репин не остановился на первом эскизе, хотя впоследствии часто обращался к нему и творчески его перерабатывал. В конце июня 1870 года он поселился в Ширяеве, где и провел все лето. Здесь он встретил одного из любимейших своих героев - Канина, здесь же написал много эскизов к своим "Бурлакам" и сделал много зарисовок. В Ширяеве художник окунулся в самую гущу бурлацкого быта. Теперь уже не мимолетные впечатления, а тесное общение с бурлацкой ватагой обогатило запас жизненных наблюдений И. Репина.
    Каплю за каплей, черточку за черточкой выискивал, собирал, копил художник, чтобы потом сложился его замечательный Канин - "вершина бурлацкой эпопеи", как называл его сам И. Репин. "Что-то в нем было восточное, древнее, - говорил художник. - А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб... А лоб - большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак".
    Канин - расстриженный священник, человек необычной судьбы - олицетворял на картине и в жизни лучшие черты народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силушку могучую.
    Весь облик Канина, вплоть до тряпицы на голове и до закурчавившихся у шеи волос, вызывал у И. Репина восторг. "Типичнее этого настоящего бурлака ничего уже не может быть для моего сюжета", - писал он в автобиографической книге "Далекое - близкое". Вот Канин идет во главе бурлацкой артели рядом с громадным великаном и чернобородым "борцом" Илькой-моряком.
    Есть среди бурлаков и еще один образ - деревенский паренек Ларька, который многое подчеркивает в духовной сути Канина. Да у них и действительно есть много общего: это прежде всего пытливый, проницательный ум, непокорность, душевная гордость и достоинство. Индивидуальные черты у них раскрываются как бы в противопоставлении: молодость, детская чистота, хрупкость Ларьки, его нетерпеливая юношеская порывистость, идущая от неопытности нетерпимость - и мужественность Канина, его накопленная годами житейская мудрость, выносливость, выдержка и стойкость во всех жизненных ситуациях.
    Бурлацкая ватага собрана из людей с разными характерами и судьбами. Вот идет рядом с Ларькой выбивающийся из сил больной старик, вытирающий пот со лба. Несколько отстает последний, еле бредущий, бурлак. Бессильно повисли его руки, лицо опущено вниз, виден только круг его фуражки. А вот беспечно закуривает трубку другой, нисколько не думая о том, что сделанный им перерыв увеличивает нагрузку на других.
    По берегу Волги, под палящими лучами солнца, тянут против течения реки тяжело груженную баржу 11 бурлаков. Медленно движутся они, усталые и измученные. Ноги их вязнут в глубоком песке, яркое солнце, весело обливая пустынные берега реки и выжигая растительность, немилосердно палит их головы, а они шаг за шагом идут вперед и тянут свою лямку. Бесконечно длинна Волга-матушка, бесконечен и тяжелый путь этой ватаги.
    В одних образах бурлаков - покорность судьбе, в других - протест и озлобление, в третьих - невозмутимость или простодушие. И только в Канине, как в едином сплаве, слилось множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности. Канин такой же, как все, рядом с Ильком-моряком он выглядит даже человеком среднего роста; его складная коренастая фигура как будто даже не отличается особой силой. Но одновременно он и значительней всех, будто известно ему больше, чем кому-либо из остальных - не только вся подноготная жизни, но и та лучшая доля, то безоблачное счастье, о котором они все грезят...
    Картина "Бурлаки на Волге" первоначально была показана на выставке Общества поощрения художников в 1871 году, а затем (после второй поездки И.Е. Репина на Волгу) в окончательном, значительно измененном виде - на академической выставке в 1873 году. Репинские "Бурлаки" будили совесть, заставляли думать о судьбе народной. Ф.М. Достоевский так выразил охватившие его чувства перед картиной: "Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их. Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу. Вся эта бурлацкая "партия" будет сниться потом во сне, через 15 лет вспомнится!"
    Однако не у всех представителей русского общества произведение И.Е. Репина вызвало одинаково восторженное отношение. Многие ополчились против художника, а ректор Академии художеств профессор Бруни охарактеризовал картину "как величайшую профанацию искусства".
    На академической выставке она появилась только в последние дни перед ее закрытием. А потом полотно попало к великому князю Владимиру Александровичу, который купил "Бурлаков" задолго до окончания работы над ними. С тех пор картина оказалась малодоступной для обозрения широкой публики, которая могла видеть ее только на выставках.
    В 1873 году "Бурлаков на Волге" послали в Вену на Всемирную выставку. Один из министров, не зная, что владельцем картины был великий князь, который способствовал появлению картины на венской выставке, негодовал на художника: "Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно - русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников".
    Однако на картине И. Репина эти лапотники-бурлаки, несмотря на их изнуряющий труд, не вызывают у зрителя жалости, да они в ней и не нуждаются. Могучая, пока еще не обнаруженная сила живет в них, и, кажется, нет такой преграды, которая могла бы сдержать ее и встать у нее на пути.

                 Все сочинения школьной программы по картине


^