Сочинение по картине




Сочинение по картине известных авторов

    Сочинение по картине Васнецова "Царь Иван Васильевич Грозный"

    Сочинение по картине: В. М. Васнецова "Царь Иван Васильевич Грозный".
    Однажды, когда мы учились в пятом классе, на стенде в кабинете литературы я увидела портрет Ивана Грозного. Мне стало как-то не по себе, а если честно - даже страшновато. К тому времени я знала васнецовскую "Аленушку", "Ковер-самолет", "Три царевны подземного царства" и, конечно, "Богатырей". На стенде для старшеклассников были репродукции неизвестных мне картин. И среди них - "Царь Иван Васильевич Грозный". С тех пор прошло три года, но мне по-прежнему жутковато у этой картины.
    Теперь я понимаю, что от встречи с царем в жизни было еще страшнее. Вот он перед нами во весь рост, во всю высоту картины. Лицо царя хмурое, сосредоточенное. Он надменно смотрит на своих подданных. Жестокие серые глаза ищут очередную жертву. А пальцы левой руки перебирают четки. Жезл в его руке не только подчеркивает вертикаль, но и усиливает, удлиняет ее. И царь, кажется вырастает из земли и уходит в небо, а может, наоборот, нисходит оттуда. Ведь он - царь, наместник Бога на земле. А раз так - ему все можно: казнить и миловать по распоряжению свыше и собственному усмотрению. В его руках - единоличная власть над всеми. Этим он и страшен.
    Царь вполне оправдывает данное ему имя - Грозный. Как страшен его взгляд! Он просверливает, пронизывает тебя, не оставляя надежд на царскую милость. Молить о пощаде бесполезно, даже если ты ни в чем не виноват.
    Замкнутость пространства нарушает маленькое полукруглое окошко, сквозь которое виднеются опушенные снегом остроконечные крыши домов. Но и они - как бы под ногами царя, а он - над ними, над Москвой и над всей Россией XVI века. В его руках власть и опричники. Вот почему и фон картины темно-красный, мрачный, как эпоха, в которую жил и правил грозный царь. От картины будто пахнет кровью - даже сегодня.

    Сочинение по картине В. М. Васнецова "Иван Грозный".
    Эта картина - наиболее глубоко и верно переданный образ Грозного в нашем наследии изобразительного искусства. Васнецов показал здесь прекрасный характер того, как можно создавать исторический портрет живо, глубоко, проникновенно, убеждающе. Облик Грозного дан именно таким, каким он сохранился в свидетельствах современников. Здесь могла помочь художнику близость к народному творчеству и знание его. В самом деле, исторические народные песни об Иване IV показывают его как царя грозного, но мудрого. Но и впечатления, полученные от замечательных старинных построек времени Грозного, поразивших его в Москве, особенно от собора Василия Блаженного, явившегося выражением лучшего в зодчестве эпохи Ивана IV, также, надо предположить, заставили художника задуматься над содержанием эпохи и личностью Грозного и по-новому понять ее.
    Вот как вспоминает Аполлинарий Васнецов переживания его брата после переезда в Москву и ознакомления с памятниками старинного русского зодчества: "Брат удивил нас всех подлинными слезами умиления перед Кремлевскими стенами, Василием Блаженным и остальными памятниками. Он плакал от радости и обнимался со своими спутниками, обегая всю Москву. Так могуча была в нем любовь к родному". О том же писал и Стасов, основываясь на личных высказываниях В.Васнецова: "Всего же более нужна и дорога была Москва Васнецову. Это была натура совсем особенного рода. Это был человек, который всем существом своим дышал русскою древностью, русским древним миром, русским древним складом, чувством и умом...". Можно с уверенностью сказать, что эти впечатления стали основой творческого замысла и построения композиции картины "Иван Грозный". В ней большое значение принадлежит древнерусской архитектуре как фону картины.
    Все это обусловило создание того образа Грозного, который величественно выступает перед нами на картине Васнецова. Это твердый волей, решительный, очень умный человек, суровый, замкнутый в себе, подозрительный, скрытный в силу исторических условий его царствования, заговоров и измен реакционного боярства и глубоко одинокий. Он выше окружающих его в жизни людей не только саном, но и духовно. Своеобразие личности Грозного, его значительность чувствуется во всем облике царя, в его лице. Выразительны руки, особенно та, что опирается на посох.
    Фигура Грозного в рост занимает по вертикали почти все полотно, что при малой ширине картины усиливает впечатление величественности, доминирования над окружающим, но, господствуя, царь в то же время неразрывно с ним слит. Колорит картины строгий, выдержанный. Золотистый тон парчового одеяния Грозного, покрытого темными цветами восточного рисунка, переходит с одной стороны в темно-красный цвет бархата сапог, с другой - в ярко-зеленый тон рукавиц.
    Освещение личности Грозного русской исторической наукой во второй половине XIX века было односторонним. О нем говорилось главным образом как о тиране, изверге, больном человеке. В искусстве среди предшественников Васнецова всех глубже подошел к пониманию этого выдающегося государственного деятеля М.М.Антокольский. В своей статуе он изобразил его умным, сосредоточенным, волевым человеком, но уже больным и дряхлым.
    Историческая точность в передаче царского одеяния того времени, даже рисунка ткани, говорит о внимательном изучении Васнецовым историко-художественных материалов. Орнаментика, которая окружает образ Грозного, навеяна характером русского быта XVI века. Архитектурный фон картины - создание творческой фантазии Васнецова - передает черты своеобразия старинных наших построек с такой верностью, что к нему приложимы слова поэта: "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет". Несмотря на то, что на картине показана лишь небольшая часть внутренней лестницы, чувствуются ее крутые повороты, ее узость, что так типично для древнерусских зданий, а маленькое окошечко с полукруглым верхом и вид из него на далеко внизу стоящую шатровую колоколенку и островерхие деревянные крыши, покрытые снегом, таят в себе столько истинно поэтического ощущения былого!
    "Иван Грозный", оконченный в начале 1879 года, был выставлен Васнецовым на XXV Передвижной выставке. Это свидетельствует о том, что художник считал свое произведение удавшимся, т.к. эта выставка была юбилейной в Товариществе, и рядовую вещь Васнецов вряд ли счел бы возможным показывать. Он не дал даже, считая картину еще незавершенной, "Богатырей", которых у него настойчиво просили на ту же выставку

    Сочинение по картине Е. М. Васнецова "Царь Иван Васильевич Грозный".
    Ох ты гой ecu, царь Иван Васильевич! М. Ю. Лермонтов Как интересно порой складываются обстоятельства, выстраиваясь в логическую цепь, обращая наше внимание на взаимосвязанность вещей. В седьмом классе на уроках литературы, прочитав замечательную "Песню про царя Ивана Васильевича..." М. Ю. Лермонтова, я захотела побольше узнать о той страшной и кровавой эпохе русской истории. Под руки случайно попалась репродукция картины В. Васнецова "Царь Иван Васильевич Грозный". Я не верю в мистику, но все уж очень логически выстроилось. На картине В. Васнецова царь изображен в древнерусском наряде, в сафьяновых, шитых золотом сапожках, с тяжелым посохом, похожим на пику. Таким посохом ...дубовый пол на полчетверти Он железным пробил оконечником. Лицо царя хмурое, сосредоточенное, обращено к зрителю. Он надменно смотрит сверху вниз на своих подданных. Жестокие серые глаза царя Ивана, кажется, ищут очередную невинную жертву. А пальцы правой руки перебирают четки. Как точно сумел художник запечатлеть противоречивую натуру Грозного! Это кровавый и "ненасытный" тиран, огнем и мечом укрепляющий свою власть и мощь России. С другой стороны, богобоязненный ханжа, часто прячущийся за монастырскими стенами, пытающийся отмолить грехи, чтобы потом творить зло с новой силой. Художник поместил царя на дворцовой лестнице, стоящим над зрителями, подданными. У его ног небольшое оконце, в которое видна московская улица, там идет своя жизнь, кипят не менее сильные страсти. Но как они ничтожны для царя Ивана! Он центр картины, России... почти Вселенной. Что, впрочем, не уберегло его от несчастий, присущих человеку, а он мнил себя полубогом. Гениальная картина В. Васнецова открывает внимательному зрителю трагедию несчастного, одинокого, но надменного и жестокого человека. Никому не признается царь Иван, что проливает слезы в тоске и муках совести, заставляющих на коленях вымаливать прощение у Господа. Среди подданных же он горд, надменен, жесток. Ему льстит прозвище "Грозный" - все лучше, чем безвольный, мягкосердечный. А в глазах - сатанинский огонь. Благодаря этому произведению я многое поняла в характере и поступках царя. Поистине гениальная картина!

                 Все сочинения школьной программы по картине


^