Сочинение по картине




Сочинение по картине известных авторов

    Сочинение по картине Непринцева "Отдых после боя"

    Сочинение по картине: Ю. М. Непринцева "Отдых после боя".
    Непринцев прошел войну, но ничего его не могло удивить. Ему казалось, что все пережито. Вдруг ему на глаза попалась поэма Твардовского, которая живо передавала жизнь простого солдата. Произведение было настолько реалистично, что перед глазами художника Василий Теркин предстал, как живой.
    На своем полотне Непринцев изобразил солдат, которые расположились на отдых. Один солдат что-то говорит, другой - курит. В общем, каждый занят своими делами, но всех их объединяет любовь к Родине. Они спокойны, веселы, так что даже не верится, что эти люди только что смотрели смерти в глаза.
    За спиной солдат возвышается величественный город, который поражает воображение своим размахом. Этот город манит к себе, призывает людей к победе. Сразу становится ясно, что люди сражаются за свою свободу, за свободу родной земли. Люди показаны такими веселыми, почти беззаботными не случайно. Они отстаивают правду, которая врагу кажется недоступной.
    Для придания торжественности картине автор использовал белые краски, которые дают надежду на счастливый исход боя. Эта картина мне понравилась оптимизмом и жизнерадостностью. Хотя на полотне есть и темные краски, но побеждает чистота и вера в светлое будущее.

    Картина Ю. М. Непринцева "Отдых после боя".
    В искусстве часто бывает, что темы, взятые в основу произведений разными авторами, пересекаются, взаимно обогащаются, создавая в синтезе новое прекрасное творение. Так произошло со стихотворением Н. За&олоцкого "Портрет" ("Люби-те живопись, поэты") и с живописным полотном Рокотова "Портрет Струйской", оперой Дмитрия Дмитриевича Шостаковича "Катерина Измайлова", написанной по повести Лескова "Леди Макбет Мценского уезда", картиной Непринцева "Отдых после боя", перекликающейся с поэмой "Василий Теркин" А. Т. Твардовского. Привалясь к стволу сосны, Не щадя махорки, На войне насчет войны Вел беседу Теркин. Центр картины, занятый бойцами, выделяет ярко-красный кисет в руках рассказчика. Боец что-то весело говорит присутствующим. Вспоминаются "политбеседы" Теркина-"не унывай", когда он балагурил, поднимая дух бойцов. Серьезный рассказчик веселит окружающих шуткой. Это прекрасно видно на картине Непринцева. Вероятно, солдаты только что вышли из боя: один проголодался и что-то ест, другие курят или просто молча слушают, думая о своем. Война - страшная вещь, но постоянно горевать нельзя и на фронте, слишком тяжело на сердце. Драматичные события, ежедневные потери трудно переживались людьми. И когда выпадали недолгие минуты отдыха, люди могли успокоиться, порадоваться тому, что остались живы, вернули очередную пядь своей земли. Окружающие остановились на мгновение, передохнут и двинутся дальше. Они спешат на запад отвоевывать отданное с кровью и так же трудно отбиваемое обратно. Впрочем, что там думать, братцы, Надо немца бить спешить. Вот и все, что Теркин вкратце Вам имеет доложить... То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег, - В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный. Русский чудо-человек. По духу картины, по настрою бойцов видно, что это время стремительного наступления Красной Армии. Сложно терять друзей и близких, но в людях было страстное желание скорее освободить родную землю от врагов, бесцеремонно вторгшихся в Россию. Непринцев сумел создать художественное произведение, отражающее оптимизм и патриотический подъем защитников Родины, хотя время и было тяжелое. Сейчас это полотно имеет познавательное, историческое значение: открытые лица бойцов ъ недолгие минуты отдыха, умение радоваться и той малой радостью, которая выпала на их долю.

    Ю. М. Непринцев "Отдых после боя".
    Зимой 1942 года в прифронтовой землянке, еле освещенной самодельным светильником, художник Юрий Михайлович Непринцев впервые познакомился с поэмой А. Т. Твардовского "Василий Теркин". Один из бойцов читал поэму вслух, и Непринцев видел, как светлели сосредоточенные лица солдат, как забыв об усталости, смеялись они, слушая это замечательное произведение.
    В чем же огромная сила воздействия поэмы? Почему так близок и дорог сердцу каждого воина образ Василия Теркина? Над этим уже тогда задумался художник.
    Непринцев перечитывает поэму несколько раз и убеждается в том, что ее герой вовсе не какая-то исключительная натура, а обыкновенный парень, в образе которого автор выразил все лучшее, чистое и светлое, что присуще советским людям.
    Весельчак и балагур, умеющий в трудную минуту поднять настроение товарищей, подбодрить их шуткой, острым словом, Теркин и в бою проявляет находчивость и мужество. Таких живых "Теркиных" на дорогах войны можно было встретить повсюду.
    В большой жизненности образа, созданного поэтом, и заключался секрет его обаяния. Именно поэтому Василий Теркин сразу стал одним из любимых народных героев.
    Плененный этим чудесным, глубоко правдивым образом, Непринцев долгие годы не мог с ним расстаться.
    "Он жил в моем сознании, - писал впоследствии художник, - накапливая новые черты, обогащаясь новыми подробностями, для того чтобы стать главным героем картины".
    Но не сразу родился замысел картины. Длинный, полный труда и раздумий путь прошел художник, прежде чем приступил к написанию картины "Отдых после боя".
    В 1947 году Непринцев пишет картину "Здравствуй, Ленинград!", посвященную героям-подводникам, возвращающимся в родной город. Героической обороне Севастополя посвящена его следующая картина - "Последняя граната". В 1949 году на выставке появилась еще одно полотно Непринцева - "Лиза Чайкина".
    Все эти картины были подчинены одной цели, объединены одной идеей - прославить замечательные черты советского человека. Но требовательный к себе, художник не был удовлетворен созданным. Хотелось найти какое-то новое, жизненно-правдивое решение в характеристике душевных качеств советских людей, обобщить и свои впечатления от богатых событиями военных лет, создать такое произведение, которое ярко раскрывало бы величие героического подвига советского народа в Отечественной войне.
    "Мне хотелось, - писал художник, - изобразить воинов Советской Армии не в момент свершения каких-либо героических поступков, когда все душевные силы человека напряжены до предела, показать их не в дыму сражения, но в простой будничной обстановке, в минуту краткого отдыха".
    Так зарождается мысль о картине. Воспоминания военных лет помогают определить ее сюжет: группа бойцов в короткий перерыв между боями расположилась на заснеженной поляне и слушает веселого рассказчика. В первых эскизах уже был намечен общий характер будущей картины. Группа располагалась полукругом, развернутым на зрителя, и состояла всего из 12-13 человек. Фигура Теркина была помещена в центре композиции и выделена цветом. Расположенные по бокам ог него фигуры формально уравновешивали композицию.
    В этом решении было много надуманного, условного. Малочисленность группы придавала всей сцене характер случайности и не создавала впечатление сильного, дружного коллектива людей.
    Поэтому в последующих эскизах Непринцев увеличивает количество людей и наиболее естественно их располагает. Главный герой Теркин перемещается художником от центра вправо, группа строится по диагонали слева направо. Благодаря этому увеличивается пространство, намечается его глубина.
    Зритель перестает быть только свидетелем этой сцены, он становится как бы ее участником, вовлекается в круг бойцов, слушающих Теркина.
    Чтобы придать еще больше достоверности и жизненности всей картине, Непринцев отказался от солнечного освещения, так как эффектные контрасты света и тени могли бы внести в картину элементы театральной условности, которой так избегал художник. Мягкий рассеянный свет зимнего дня давал возможность полнее и ярче выявить разнообразие лиц и их выражений.
    Много и долго работал художник над фигурами бойцов, над их позами, меняя последние по нескольку раз. Так, фигура усатого старшины в полушубке лишь после долгих поисков превратилась в сидящего бойца, а пожилой солдат с котелком в руках только в последних эскизах пришел на смену девушке-санитарке, перевязывающей бойца.
    Но самым главным для художника была работа над изображением внутреннего мира героев. "Хотелось, - писал Непринцев, - чтобы зритель полюбил моих героев, почувствовал их живыми и близкими людьми, чтобы он находил и узнавал в картине своих собственных фронтовых друзей".
    Художник понимал, что только тогда ему удастся создать убедительные и правдивые образы героев, когда они будут предельно ясны для него самого. Непринцев начал тщательно изучать характеры бойцов, их манеру говорить, смеяться, отдельные жесты, привычки, иначе говоря, начал "вживаться" в образы своих героев. В этом ему помогали впечатления военных лет, боевые встречи, воспоминания его фронтовых товарищей. Неоценимую услугу оказали ему его фронтовые зарисовки, портретные изображения боевых друзей. Много было сделано этюдов с натуры, но они не переносились в картину непосредственно, без предварительной доработки. Художник искал, выделял наиболее яркие черты того или иного человека и, напротив, убирал все второстепенное, случайное, мешающее выявлению основного. Каждый образ он стремился сделать сугубо индивидуальным и типичным.
    "В своей картине я хотел дать коллективный портрет советских людей, солдат великой армии-освободительницы. Подлинный герой моей картины - это русский народ".
    Каждый герой в представлении художника имеет свою интересную биографию. О них он может часами увлекательно рассказывать, передавая мельчайшие подробности их жизни и судьбы.
    Так, например, Непринцев рассказывает, что бойца, сидящего справа от Теркина, он представлял себе так: парень недавно пришел в армию из колхоза, еще неопытен, может быть, впервые участвовал в бою, и ему, естественно, страшно. Но сейчас, влюбленно слушая рассказы бывалого солдата, он забыл о своем страхе.
    За Теркиным стоит молодой красивый парень в ухарски сдвинутой набекрень шапке. "Он, - писал художник, - слушает Теркина несколько снисходительно. Он и сам бы мог рассказать не хуже. До войны он был квалифицированным рабочим крупного завода, гармонистом, участником самодеятельности, любимцем девушек". Много мог бы поведать художник об усатом старшине, который хохочет во все горло, и о пожилом солдате с котелком и о веселом солдате, сидящем слева от рассказчика, и обо всех других персонажах...
    Самой трудной задачей были поиски внешнего облика Василия Теркина. Художнику хотелось передать тот образ, который сложился в народе, хотелось, чтобы Теркина узнавали сразу, без подписи.
    Непринцев постоянно помнил строки поэмы Твардовского:
    Теркин - кто же он такой?
    Скажем откровенно:
    Просто парень сам собой
    Он обыкновенный.
    Впрочем парень хоть куда.
    В каждой роте есть всегда,
    Да и в каждом взводе.
    Долгое время Непринцев искал "живого" Теркина. Искал всюду, где бывал. Искал и не находил. Видел его отдельные черты у различных людей, но найти своего героя таким, каким он представлялся художнику, не удавалось.
    Теркин должен быть обобщенным образом, в нем должны сочетаться черты многих людей. Его образ - это как бы синтез всего лучшего, светлого, чистого, что присуще советскому человеку. Долго работал художник над обликом Теркина, над выражением его лица, жестом рук.
    В первых рисунках Теркин был изображен молодым солдатом с добродушным лукавым лицом. В нем не чувствовалось ловкости, острой смекалки. В другом наброске Теркин был слишком серьезен, уравновешен, в третьем - ему недоставало житейского опыта, жизненной школы.
    От рисунка к рисунку шли поиски, уточнялись жесты, определялась поза. По мысли художника жест правой руки Теркина должен был подчеркивать какую-то острую крепкую шутку по адресу врага. Сохранилось бесчисленное количество рисунков, в которых были перепробованы самые различные повороты фигуры, наклоны головы, движения рук, отдельные жесты - пока художник нашел то, что его удовлетворило.
    Образ Теркина в картине стал значительным, убедительным и вполне естественным центром. Много времени уделил художник поискам пейзажа для картины. Он представлял, что действие происходит в негустом лесу с полянками и перелесками. Ранняя весна, снег еще не тает, а только чуть-чуть рыхлеет. Ему хотелось передать национальный русский пейзаж.
    Картина "Отдых после боя" - результат напряженной, серьезной работы художника, взволнованной любви к своим героям, большого уважения к ним.
    Каждый образ в картине - это целая биография. И перед взглядом любознательного зрителя проходит целый ряд ярких индивидуально неповторимых образов.
    Глубокая жизненность идеи обусловила ясность и цельность композиции, простоту и естественность живописного решения. Картина Непринцева воскрешает трудные, полньге героики и суровости, лишений и невзгод и вместе с тем радости побед дни Великой Отечественной войны. Именно поэтому она всегда будет дорога сердцу советского человека, любима широкими массами советского народа.

                 Все сочинения школьной программы по картине


^