Поиск истины в романе Дворянское гнездо
Сочинение по литературе: Поиск истины в романе Дворянское гнездо
Поиск истины в романе "Дворянское гнездо".Если вдуматься, то каждый человек в процессе своей жизни ищет истину.
Одному кажется, что он ищет благополучия, другому - любовь, третьему - знаний...
Но в конечном счете каждый из них ищет ту истину, к которой стремится.
Печально, когда этот поиск приводит к мещанскому уюту, ограничиваясь геранью на подоконниках и кружевными салфетками на серванте.
Прекрасно, когда поиск приводит человека к творческим подвигам. Кому что дано...
Тема такого поиска - одна из главенствующих в произведениях классической русской литературы.
Чернышевский в заточении "пускает" на такой поиск Рахметова, Горький "поручает" искать истину своим многочисленным литературным героям, начиная с легендарного Данко, Чехов разрабатывает тему "руками" персонажей "Вишневого сада", "Чайки", а Пушкин звонкими строками вкладывает это занятие в уста Ленского, Дон Хуана, Пугачева...
Ищут истину и современные писатели.
Такие, как Распутин, Евтушенко, Афанасьев, Солоухин, Шугаев, Пелевин, Бродский, Алешковский и многие другие.
Совершенно не важно, какими стилистическими приемами пользуются они для этой цели.
Вот, к примеру, одно из замечательных произведений Ивана Сергеевича Тургенева - роман "Дворянское гнездо".
В нем заветной истиной является изучение писателем (при помощи своих героев) путей нравственного и духовного развития передовой русской девушки. Этот поиск принято считать от Натальи Ласунской к Елене Стаховой, минуя образ Лизы Калитиной. Это неверно.
Лиза по своей натуре ближе стоит к Елене, чем Наталья.
Последняя после своего горького разочарования удовлетворилась обыденным "счастьем" с ограниченным Волынским. Примерно так же поступит и Вера в "Обрыве" уже по воле Гончарова.
Лиза же не способна ни на какие компромиссы и отказывается от счастья с Паншиным. По отзыву Лемма, "она не могла любить одно прекрасное". Д.И.Писарев был совершенно прав, указывая, что по свойствам своей личности Лиза "примыкает к лучшим людям нашего времени".
У нее такой же непоколебимый в своем духе характер, каким обладали героические девушки 60-70-х годов XIX века, идущие в народ.
По силе характера, по суровой требовательности к себе, по способности к самопожертвованию к ним близка и Лиза Калитина.
В условиях революционного движения 70-х годов она могла бы стать героиней тургеневского стихотворения в прозе "Порог".
Провозглашая в своем романе идею объединения передовой интеллигенции-с"народом, с "землей", Тургенев видел истину в оптимистическом взгляде в будущее.
"Дворянское гнездо" заканчивается скорбными мотивами о бесполезной жизни, об одинокой старости, но вместе с тем выражением веры в молодое поколение, которое сможет разрешить трагические противоречия и найти путь к счастью.
"Играйте, веселитесь, растите молодые силы... жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить: вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака", - говорит Лаврецкий, обращаясь к молодежи. Лаврецкий садится на ту же скамейку, на которой когда-то сидел с Лизой.
Вокруг него , все та же знакомая ему и неизменяющаяся природа. А его так изменили годы и горе...
С грустным лиризмом развивает в этой сцене Тургенев ч Одну из любимых своих мыслей о контрасте между вечной и могучей природой и бренным, слабым человеком, неспособным добиться счастья, найти истину и обреченным на беспощадное, разрушительное действие времени.
Сочинения по литературе