Повести Трифонова
Сочинение по литературе: Повести Трифонова
Повести Ю. Трифонова.Трифонов наблюдает за персонажами повестей зорко, трезво, порой безжалостно, в особенности в моменты драматические - смерти самых близких людей, как в семье Дмитриевых ("Обмен") или Троицких ("Другая жизнь"), отмечая перемены состояний: чувства скорби, сострадания, жалости - у одних, эгоистические побуждения, душевную грубость - у других.
".. .Я пишу о городе, потому что лучше знаю город, - отмечает писатель. Но это не значит, что мы должны заниматься социологией. Русская литература в ее лучших образцах - литература мысли, духа, исследующая характер человека; если хотите, городского. Городской человек более сложен, гораздо больше магнитов его разрывает потому что больше людей его окружает. Люди и есть то, что разрывает человека"94.
Подобное восприятие городского человека складывалось у Ю. Трифонова постепенно. В процессе работы все более совершенным становился анализ мотивов поведения, скрытых побуждений и неблаговидных действий персонажей. Все глубже исследовалась среда обитания героев. Воображению писателя представилась довольно мрачная картина "магнитного поля", в котором "ошибались" действующие лица его маленьких романов, "разрываемые" магнитами, или несли в себе следы надлома и разрушения. Конечно, образ, предложенный Трифоновым, не универсален, если иметь в виду несхожесть человеческих натур и отношений людей в любой среде в разное время. Делая такой вывод, писатель, однако, был далек от снисходительности к слабостям и недостаткам своих персонажей. Замысел писателя глубок и сложен. Изображая "разорванные" характеры и через них противоречивость действительности, писатель утверждал цельность, присущую гармонической человеческой личности, сохраняющей себя в любых условиях, в обстановке повседневности, которая как будто способствует проявлению слабостей и нравственной нестойкости человека, в условиях, когда, кажется, вполне допустимы эгоистические побуждения и безыдейность.
Далеко не просто, как оказалось, анализировать те формы жизни, которые писатель называет "бытом", с их текучестью, противоречивостью и неразгаданностью. Самая обыкновенная жизнь и обыкновенные характеры нашли в Трифонове своего художника - объективного и сурового; автор не заблуждается относительно своих героев, подвергая испытанию их нравственные качества, он судит их в соответствии с теми критериями, которые утвердились дорогой ценой и на всем пути исторического развития нашего общества.
В повестях Ю. Трифонова рассказывается о негативных чертах характеров, о неприглядных действиях персонажей, о том, что их поступки и взаимоотношения, не вызывая протестов и осуждения, превратились в общепринятые в той среде, которая изображена автором. Дмитриев ("Обмен") сначала "мучился, изумлялся, ломал себе голову", размышляя над тем, почему его жена Лена и его мать Ксения Федоровна так "лелеяли" в себе "взаимную неприязнь", а потом привык. "Привык оттого, - пишет автор, - что увидел, что то же - у всех, и все - привыкли". Такая обезличенность, такое бездумное равнение на "всех" действовало успокаивающе, потому Дмитриев и не противился планам жены, которая заняла квартирный обмен, когда узнала о смертельной болезни свекрови. Дмитриев осудил "душевный дефект", "недочеловеческое" в характере своей жены, однако участвовал в обмене, поступаясь сыновним долгом и любовью к матери. Такова эволюция Дмитриевых. Понятие "обмен", утрачивая свою конкретность, наполняется обобщенным смыслом. Писатель показывает, как на смену естественности и человечности приходит стандартизация поведения и обезличенность.
Исследование нравственных и духовных изменений своих героев Трифонов продолжает и в других повестях, ограничивая семейным кругом деятельность персонажей. Но роду занятий они изображаются как люди свободных профессий, не связанные с каким-либо производством пли учреждением. Например, Геннадий Сергеевич ("Предварительные итоги") "практически" может переводить "со всех языков мира", получает работу у некоего Рафика, расчетливого мздоимца. Гриша Ребров ("Долгое прощание") так же, как Дмитриев и Геннадий Сергеевич, существует в своем замкнутом мирке, не проявляя интереса к окружающим его людям. Его занятия историей не внушают доверия, и кажется, что они порождены, как и его сценарии, праздностью. Нравственные качества Реброва весьма сомнительны. Ребров отрицательно расценивает творчество Смолянова - модного драматурга, однако ищет его покровительства, заведомо зная, кому обязана своими театральными успехами Ляля - жена Реброва. Вполне логично, что Ребров повторяет в своем варианте судьбу Смолянова - становится модным: "...процветает, хорошо зарабатывает сценариями, живет на Юго-Западе...".
В повести "Другая жизнь" писатель остается верным своим принципам. У персонажей складываются отношения, которые автор называет "сшибкой": "Всякий брак - не соединение двух людей, как думают, а соединение или сшибка двух кланов, двух миров. Всякий брак - двоемирие. Встретились две системы в космос" и сшибаются намертво, навсегда. Кто кого? Кто для чего? Кто чем?". В орбиту семьи втягиваются новые миры - родственники "кланов", друзья, сослуживцы, знакомые. А далее связи протягиваются в глубины прошлого - через биографии старших поколений: Александры Прокофьевны Троицкой, матери Ольги Васильевны, ее отчима - художника Георгия Максимовича с его окружением. Далее воскрешаются картины предреволюционного времени, 20-х годов, войны. Современная жизнь приобретает объемность, углубление, занимает свое место в истории, как и персонажи повести - участники драмы, действие которой протекает в наши дни, а ее предварение, прологи, завязки нужно искать в прошлом. Жизнь не остановим. Мысль эта стала путеводной в работе Сергея Троицкого - историка: "...человек есть нить, протянувшаяся сквозь время, тончайший миг истории, который можно отщепить и выделить и - по нему определить многое. Человек, говорил он, никогда не примирится со смертью, потому что в нем заложено ощущение бесконечности нити, часть которой он сам. Не бог награждает человека бессмертием и не религия внушает ему идею, а вот это закодированное, передающееся с генами ощущение причастности к бесконечному ряду".
Проблемы, постоянно занимавшие Ю. Трифонова, здесь вновь ставятся, но в новом содержательном аспекте, и решаются как философско-исторические. В книге поэтизируется жизнь - величайшая ценность сама по себе, творимая человеком. На его пути вполне естественны трудности, препятствия и отчаяние как момент духовного состояния, порожденного неудачами и невозможностью раскрыть свою личность в работе, чтобы оставить "нить" следующему поколению.
Сочинения по литературе