Личность и судьба Толстого.
Художник и психолог
Сочинение по литературе: Личность и судьба Толстого. Художник и психолог
Личность и судьба Толстого. Художник и психолог."Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир", - сказал о Толстом Ги де Мопассан.
Жизнь Л. Н. Толстого - это целая эпоха, почти весь XIX век, вместившийся и в его жизнь, и в его произведения.
Урок, посвященный жизненному и творческому пути писателя, можно проводить с помощью составления подробного плана.
Тайна человеческого счастья, тайна зеленой палочки - главная цель жизни Л. Н. Толстого.
Период потерь. Ранняя смерть родителей. Роль Ясной Поляны в жизни мальчика.
Мысли о жизни, страстная мечта о подвиге. Первая любовь. На пути к творчеству.
Поступление в Казанский университет. Поиски себя: арабско-турецкое отделение и мечта о дипломатии, юридический факультет, уход из университета. Стремление постичь и понять мир - увлечение философией, изучение взглядов Руссо. Собственные философские опыты.
Ясная Поляна. Из крайности в крайность. Мучительные поиски смысла жизни.
Прогрессивные преобразования. Проба пера - первые литературные наброски.
Туда, где опасно и трудно. Испытание самого себя. 1851 год - поездка на Кавказ на войну с горцами. Война - осмысление пути формирования человека.
Автобиографическая трилогия: "Детство", 1852 год; "Отрочество", 1854 год; "Юность", 1857 год. Главный вопрос - каким надо быть? К чему стремиться? Процесс умственного и нравственного развития человека.
Севастопольская эпопея.
Перевод в Дунайскую армию, в сражающийся Севастополь (1854) после неудачного прошения об отставке. Гнев и боль о погибших, проклятие войне, жестокий реализм в "Севастопольских рассказах".
Идейные искания 50-60-х годов:
Главное зло - жалкое, бедственное положение мужиков.
"Утро помещика" (1856).
Ощущение надвигающейся крестьянской революции.
Обличение правящих кругов и проповедь всеобщей любви.
Мировоззренческий кризис писателя.
Попытка в поездке за границу найти ответы на тревожащие вопросы. "Люцерн" (1857).
Мысль о воспитании нового человека. Педагогическая и просветительская деятельность. Открытие школ, создание "Азбуки" (1872) и книг для детей.
Отношение к реформе. Активное участие в общественной жизни, деятельность мирового посредника. Разочарование. Изменения в личной жизни. Женитьба на Софье Андреевне Берс.
Замысел и создание романа "Война и мир" (1863-1869). Новый жанр - роман-эпопея. "Мысль народная" в романе.
"Мысль семейная" в романе "Анна Каренина" (1877). Счастье личное и счастье народное. Жизнь семьи и жизнь России.
Духовный кризис 70-80-х годов. Ожидание революции и неверие в нее. Отречение от жизни дворянского круга. "Исповедь" (1879-1882). Главное - защита интересов крестьянства.
Напряженные раздумья об обновлении возрожденной души, о движении от нравственного падения к духовному возрождению. Протест против беззакония и лжи общества - роман "Воскресение" (1889-1899).
Крик души - статья "Не могу молчать" (1908). Защита народа словом.
Преследование правительством и церковью. Широкая популярность.
Итог трагедии - уход из Ясной Поляны. Смерть на станции Астапово.
Закончить разговор о жизни и творчестве Толстого можно мыслью о том, что граф Л. Н. Толстой был близок к народу и народ помнит об этом:
- К Толстому, в Ясную Поляну! -
Велеть бы кучеру:
Вези.
Я только гляну, только гляну,
Как гений выглядит вблизи.
Вот он сидит, нахмурив брови,
За знаменитым тем столом,
Где в слове ожили герои,
Россию спасшие в былом.
Как с мужиками косит ловко
В рубахе белой впереди,
А знаменитая толстовка
Висит на гвоздике, поди.
О том, что граф он, забывая,
Идет со всеми к роднику.
И что там слава мировая,
Когда он близок мужику.
И в счастье веруя мирское,
К неудовольствию властей,
В своей яснополянской школе
Крестьянских учит он детей.
...Велеть бы кучеру,
Да поздно:
Давным-давно Толстого нет.
Но, будто встречными опознан,
Вот-вот вернется в кабинет.
И, словно реки к океану,
Сюда дороги пролегли.
К Толстому, в Ясную Поляну
Стремятся люди всей земли.
А. Бодренко.
Сочинения по литературе