Сочинения по произведениям русских писателей на rus.fizolimpiada.ru

Критика равнодушия и жестокости
по рассказу Люцерн



Сочинение по литературе: Критика равнодушия и жестокости по рассказу Люцерн

Критика равнодушия и жестокости.

Сочинение по рассказу "Люцерн".

В 1857 году Л.Н.Толстой совершил заграничное путешествие.
Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии и Германии.
Писатель проявил живейший интерес к жизни западноевропейских стран и близко познакомился с их культурой и социальным строем.
Многое из того, что он увидел здесь, поразило и огорчило его, вызвало в нем чувство протеста.
Так, в курортном швейцарском городке Люцерне он был свидетелем бездушного отношения богатых иностранных туристов к нищему странствующему певцу.
За один день Толстой написал рассказ "Люцерн", в котором излил все свое негодование против буржуазной цивилизации, увидев в ней "тщеславие, честолюбие и корысть".
Почему же столь "обычный" в буржуазном обществе случай так взволновал писателя?
Дело тут в том, что, приехав в Европу из крепостной России, Толстой мечтал насладиться здесь "социальной свободой".
В первые дни пребывания в Париже Толстой писал, что "это чувство социальной свободы... составляет главную прелесть здешней жизни".
Но прошло немного времени, и от радостных надежд и ожиданий, с которыми Толстой приехал на Запад, не осталось и следа.
На: одной из парижских площадей Толстой увидел, как казнили (гильотинировали) человека.
Казнь происходила в присутствии огромной толпы, для которой она была лишь ярким, возбуждающим нервы зрелищем. Посетив знаменитую парижскую биржу, где совершались финансовые сделки, Толстой сделал в дневнике краткую, но исчерпывающую запись: "Биржа - ужас!"
Побывав у гробницы Наполеона, он записал в дневнике: "Обоготворение злодея ужасно".
Гильотина, биржа и культ Наполеона-завоевателя - вот что несла с собой "свободная" буржуазная цивилизация. К этому добавились картины городской нищеты и обнищания сельского населения. Приехав в Швейцарию и восхищаясь красотой и богатством ее природы.
Толстой с грустью написал в "Путевых записках" об ужасающей бедности, в которой доживали свою жизнь старые рабочие, потерявшие силы и здоровье. И это в стране, где, как писал Толстой, "цивилизация, свобода и равенство доведены до высшей степени".
Вот откуда те гнев и горечь, которыми пропитана каждая строчка в рассказе "Люцерн".
Не желая сдерживать себя, писатель восклицает: "Паршивая ваша республика!" - обращаясь к людям, для которых "лучшее благо мира - деньги".
Толстой приводит в "Люцерне" речь "маленького человечка" - нищего певца, направленную против "новых законов республики". "Что же это такое? - говорит певец. - Богатым жить можно, как хотят, a un bauvre tiaple, как я, уж и жить не можем. Что же это за законы республики? Коли так, то мы не хотим республики..." Мы - это тысячи таких же обездоленных и гонимых бедняков, как и он, лишенных возможности жить по-человечески.
Излив свой гнев и негодование против буржуазных "порядков".
Толстой в конце рассказа говорит о "Вечном духе", о Боге, как о единственной надежде для всех угнетенных и обездоленных людей.
И этим он, несомненно, ослабляет впечатление, которое производит на читателей его произведение.
Сила рассказа "Люцерн" не в обращении к Богу, а в страстном заступничестве за бедных, угнетенных и гонимых людей, в резкой критике равнодушия и Жестокости богачей-аристократов, установивших бесчеловечные "порядки".

          Сочинения по литературе


^