Поэма "Горы" Цветаевой
Сочинение по литературе: Поэма "Горы" Цветаевой
Поэма "Горы" М.И. Цветаевой.План сочинения.
1. Обозначить интересующую проблему (написать, о чем в дальнейшем в сочинении будет идти речь).
2. Выявить свою позицию.
3. Привести аргументы в пользу своей точки зрения.
4. Привести примеры из жизни или литературы (2-3 примера) (по желанию).
5. Сделать общий вывод
Муравьи на моей горе... Ассоциации, возникшие у меня, - метафора Маяковского - "бабочка поэтиного сердца". Казалось бы - бабочка и Гора.. - "дистанция огромного размера", а глубинная общность есть.Только Маяковский говорит о "стоглавой воши" , которая взгромоздилась на сердце поэта, а Цветаева - о муравьях.
Здесь определённая перекличка образов , как и масштаб чувств лирических героев Маяковского и Цветаевой : лавина, огнедышащая лава, которая сметает всё бытовое, обыденное, пошлое и заполняет мир только одним - Любовью...
Этот мир хрупкий и незащищённый, поэтому Маяковский свою боль скрывает под эпатажем и язвительностью, а Цветаева пишет о мести памяти.
Последние строки поэмы - почти заклятье любимому (как и в другом стихотворении, посвящённому Софье Парнок:"Благославляю Вас - на все четыре стороны!")
Но зато, в нищей и тесной
Жизни: "жизнь, как она есть" -
Я не вижу тебя совместно
Ни с одной:
- памяти месть!
Гора (в моём восприятии) - гиперболизированное "Я" Марины Цветаевой,сочетание чувственности земной, истовости (или неистовства ?) в любви и духовного прорыва в высь, недосягаемую для муравьёв. Опять же вспоминаю Маяковского -"громада- любовь".
Но не только этот смысл в метафоре присутствует. Здесь столько значений, столько смыслов!
Да, от конкретного образа Смиховского холма поэт лишь отталкивается, это первый кирпичик в том многообразии символов, аллегорий, игры слов( ведь Цветаева виртуозно обыгрывает слова, даже приставки - помните: "Расстояния: вёрсты, мили..."). Но в этой игре слов есть одно:парение мысли.
За фейерверком аллитераций - горнии высоты Поэзии, Музы, Любви как смысла всего сущего.
Гора Цветаевой - это Царство не только Эроса, но и Духа тоже.И греховного начала в человеке ,хотя Цветаева мыслит себя и своего возлюбленного "небожителями" (вижу в этом и гордыню и , да простят меня все любители поэзии Цветаевой, -эгоцентризм)
Та гора была - миры!
Боги мстят своим подобиям!
А муравьи - это "бытные люди", для которых гора всего лишь гора, которую можно застроить, поделить на участки (как вишнёвый сад) и наслаждаться обычным семейным счастьем, живя за городом.
О когда бы в сей мир явились мы
Простолюдинами любви!
О когда б, здраво и попросту:
Просто - холм, просто - бугор...
Что характерно, в эти годы сама Цветаева тоже жила "муравьиной" жизнью
(нужда, болезнь мужа, пелёнки, маленький ребёнок и т. д. , и т. п.).
В одном из писем Б.Пастернаку читаем:
"Моя жизнь - черновик, перед которым... мои черновики - белейшая скатерть... День: готовлю, стираю, таскаю воду, нянчу Георгия... занимаюсь с Алей по-французски, перечти Катерину Ивановну
из "Преступления и наказания", это я...
Гора - это её Побег от "муравьиной" жизни,отсюда и гиперболизация того чувства, которое она во многом придумала, "слепила из того, что было".
В " Поэме конца" ясно видно несоответствие масштаба чувства Марины к лирическому герою самому объекту страсти(сцена прощания)
Здесь? Словно заговор -
Взгляд. Низших рас -
Взгляд. - Можно на гору?
В последний раз!
Гора - это ещё и свидетель другой, чужой - бытовой, мелкой и пошлой - проклятой Мариной любви: дачников, "лавочников на отдыхе", "любви без вымыслов", "без вытягивания жил".
Поэтому гора обречена быть "надгробием" Марининой души, любящей по-другому: страстно и безрассудно.
На развалинах счастья нашего
Город встанет мужей и жён. (Тех самых муравьёв?...)
Сочинения по литературе