Сочинение на тему: Ася — «тургеневская девушка»
(по повести И. С. Тургенева «Ася»).
Стремительно летит время. Уже далеко позади остался помпезный XIX век, ушел полный противоречий, общественных потрясений и революций — двадцатый. Меняются наши взгляды, мнения, представления о красоте, но вечным остается понятие красоты нравственной. Красоты, которая может спасти мир. И уже больше ста лет волнуют нас нежные, скромные, целеустремленные создания, готовые к подвигу и самопожертвованию, — тургеневские девушки: Лиза Калитина («Дворянское гнездо»), Елена Стахова («Накануне»), Наталья Ласунская («Рудин») и Ася из одноименной повести писателя.
Женские образы, созданные Тургеневым, отличаются огромной силой эмоционального воздействия на читателя благодаря своей необычайной индивидуальной яркости. И Ася — одна из лучших героинь писателя.
«Я писал ее («Асю») очень горячо, чуть не со слезами...» —признавался И. С. Тургенев в письме к Л. Н. Толстому.
Ася — довольно необычная девушка, эта «маленькая рафаэлевская Галатея». Удивительная, загадочная, самолюбивая до крайности, она привлекала к себе даже тогда, когда на нее сердились. Умная, гордая девушка была вовсе не похожа на дворянскую барышню. Ася была внебрачным ребенком дворянина и простой крестьянки, что и объясняет ее некоторую неуверенность в себе, вспыльчивость характера. Но несмотря на это, она была девушкой чуткой, доброй, благородной, способной на большую и искреннюю любовь, на самопожертвование. Иногда она бывает несдержанной, но все это — ненадолго. Душа ее, тонкая и нежная, стремится к любви. Однако избранник Аси — господин Н. Н. — оказывается недостойным ее. И если любовь Аси поднимает, возвышает ее, то господин Н. Н. только обнаруживает свою ущербность. Он осознает, что Ася — необыкновенная девушка. Вся она полна света, добра, нравственной красоты, однако удержать это сокровище Н. Н. не может. У него не хватает смелости противостоять общественным предрассудкам, изменить свою жизнь, сделать счастливым себя и Асю. К сожалению, любовь Аси, как и других тургеневских девушек, оказалась трагической, не принесла ей счастья, которого она заслуживала. Но и Н . Н ., отказавшись от Аси, не обрел счастья и наказан за измену самому себе одиночеством. Грустная повесть и грустная история. А образ Аси будет волновать еще не одно поколение читателей — поклонников таланта выдающегося русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.
Сочинение на тему: Положительный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
В своих «Петербургских записках 1836 года» Н. В. Гоголь жаловался на скудность репертуара современного ему русского театра, на то, что на сцене, в основном, идут мелодрамы и водевили, и сетовал на отсутствие настоящего русского комедийного репертуара. Его комедия «Ревизор» и была призвана хоть отчасти заполнить этот вакуум. Сюжет комедии, подсказанный А. С. Пушкиным, нашел свое воплощение в пьесе «Ревизор». В ней драматург со всей силой обличительного слова обрушился на мир зла и насилия, показав весь государственный чиновничий аппарат России того времени. Пьеса была создана буквально за два месяца. И уже в апреле 1836 года состоялась ее премьера. Комедия имела шумный успех. Это было произведение новое и оригинальное во всех отношениях. Новизна его состояла прежде всего в том, что в комедии отсутствовал положительный герой. Действительно, на сцене положительных героев нет. Но сам автор подчеркивал, что в «Ревизоре» положительный герой присутствует. И этот положительный герой — смех. Смех, который бичует и разоблачает. Но это — смех сквозь слезы.
Гоголевская комедия уморительно смешна: она действительно вышла «смешнее черта», как обещал драматург Пушкину. Но, как Подводное течение, зарождается в «Ревизоре» горестное, томительно-тоскливое чувство; оно поднимается тем выше, чем беззаботнее и легче кажется смех комедии. И наконец, в последней, «немой сцене» оно прорывается наружу, обрушиваясь — и на действующих лиц, и на зрителей — мощной волной. Можно ли было ожидать, что пьеса, которая началась как комедия — рассказом городничего о двух крысах «неестественной величины», суетливыми приготовлениями чиновников к приему ревизора, закончится трагически — страшным оцепенением «всей группы»? В своей бессмертной комедии Гоголь показал во всем их многообразии живые повседневные образы. «Ради Бога, дайте нам русских характеров, нас самих, дайте нам наших плутов, наших чудаков! На сцену их, на смех всем!» — восклицал Гоголь, и в «Ревизоре» «русские плуты» и «чудаки» были представлены в полном объеме — ярко и образно. Тут и городничий — Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, и почтмейстер Шпекин, судья Ляпкин-Тяпкин и смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, попечитель богоугодных заведений Земляника, местные помещики Бобчинский иДобчинский, полицейские Свистунов, Пуговицын и Держиморда. Уже одни их фамилии вызывают смех, но смех горький, ибо все они оправдывают свои фамилии, соответственно относясь к своим должностным обязанностям. Судья Аммос Федорович ведет дела в суде из рук вон плохо — тяп-ляп, полицейский Держиморда — по поводу и без повода избивает горожан. И так далее.
И все они, ожидая ревизора, попадают в комичную ситуацию. Суть комедийности конфликта пьесы в том, что городничий и чиновники сражаются с призраком, который онй создали в своем воображении (ведь мнимый ревизор — вовсе не ревизор). Но недалекий Хлестаков сумел обмануть и ловко провести и многоопытного, умного городничего, и всех его чиновников.
В «Ревизоре» нет даже намека на то, что где-либо, в каком-то дальнем или ближнем углу обширного русского государства жизнь протекает не так, как в описанном Гоголем городе, по иным законам и правилам. Всё в пьесе предстает как общепринятое. Страшная, мрачная картина. Но в финале комедии, знаменитой немой сцене, выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона в лице настоящего ревизора.
Гоголь надеялся на то, что смех, голос сатиры, сила насмешки, благородство юмора смогут сделать из городничих и держиморд людей честных и порядочных. Злые, на первый взгляд, строки его комедии были продиктованы любовью к России, верой в ее лучшее будущее. Гневно смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет читателя задуматься над ними, понять их причины и постараться избавиться от них. Вот почему комедия «Ревизор» не утратила актуальности и сегодня. А смех, как всегда, помогает нам выстоять в трудные времена.
Сочинение на тему: Что роднит Хлестакова и городничего?.
Многие критики и литературоведы отмечают, что главная струна творчества Гоголя — смех сквозь слезы. И смех, и слезы вызваны безобразным общественным устройством России. В своей комедии «Ревизор» писатель глубоко вскрыл пороки и недостатки чиновничьего мира, разоблачив всю насквозь прогнившую систему России. Недаром после первого представления «Ревизора» Николай I заявил: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех».
В комедии «Ревизор» автор представил целую галерею чиновников — мошенников, этих воров в вицмундирах, но более всего, на мой взгляд, ему удались образы Хлестакова и городничего, написанные очень ярко и правдоподобно.
Что же роднит Хлестакова и городничего — этих, казалось бы, таких совершенно разных людей? Разных по возрасту, общественному положению, умственному развитию и, наконец, характеру? Что общего у высокого, упитанного, важного Сквозник-Дмуха- новского и маленького, тщедушного, «приглуповатого» Хлестакова?
Оба они — представители чиновничьего мира, наделенные всеми, свойственными этому миру, отрицательными качествами. Городничий начал службу с нижних чинов, постепенно сделав служебную карьеру. Хлестаков — также мелкий петербургский чиновник. Оба тщеславны и честолюбивы. Но городничий — «человек, созданный обстоятельствами», воплощение здравого смысла, ловкости, хитрого расчета, в то время как Хлестаков — беспечный и легкомысленный, пустейший хвастун, человек «без царя в голове». Несмотря на эту разницу, в них есть немало общего. Оба — лицемеры, люди нечестные.
Городничий во вверенном ему городе ведет себя как уездный царек. Он не только беззастенчиво берет взятки с купцов и горожай, но и спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные государством на строительство церкви, вовсе не заботясь о процветании города. Приняв Хлестакова за ожидаемого ревизора, проявляет незаурядные «дипломатические способности»: угодничая перед «государственной особой», он ловко «ввертывает» Хлестакову вместо двухсот рублей четыреста. Узнав, что Хлестаков просит руки его дочери, городничий тут же строит планы о том, как будет жить в Петербурге, а со временем, имея такого зятя, сумеет «влезть и в генералы». Хлестаков сначала даже и не догадывается, за кого его принимают. Он живет настоящей минутой и всецело отдается «приятности» нового положения. И его главное качество — тщеславие, стремление порисоваться, пустить пыль в глаза — проявляется в полную меру. Он вдохновенно сочиняет небылицы о своем положении в Петербурге. Маленький чиновник, он получает особенное удовольствие, изображая строгого начальника, «распекающего», подобно городничему, своих подчиненных, наводя должный порядок. И так же, как и городничий, обожает брать взятки, причем даже у своего будущего тестя.
Все, что рассказывает Хлестаков о петербургском высшем обществе, все картины блестящей жизни, развертываемые им, — все соответствует самым заветным мечтам и стремлениям городничих, земляник, шпекиных, бобчинских и добчинских, их представлениям о «настоящей жизни».
Иван Александрович Хлестаков — это сама душа всего чиновного николаевского лакейства и идеал человека в этом обществе.
Таким образом, оба этих человека — и Хлестаков, и городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, близки по духу. Оба — лакеи по натуре, люди тщеславные и честолюбивые, лгуны и взяточники, использующие свое служебное положение в корыстных целях.
Гоголь гениально развенчал подхалимство, очковтирательство, казнокрадство, которые были типичными для России его времени.
| Смотреть дальше ( еще сочинения 9 класс )