Сочинение на тему: Тема "маленького человека" в драме А.Н.Островского "Бесприданница".

Тема "маленького человека" в драме А.Н.Островского "Бесприданница".
"Бесприданница" ( Островский А.Н. )

В русской литературе «маленький человек» традиционно изображался как жертва социальной несправедливости. Таков образ Башмачкина в повести Гоголя «Шинель» или Самсона Вырина в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина. Судьбы мелких чиновников вызывали сочувствие, а их страдания – чувство горького сожаления. Максим Максимыч в «Герое нашего времени» Лермонтова и семья Мироновых в «Капитанской дочке» Пушкина отличались душевностью, способностью искренне и верно любить.
В драме А.Н. Островского «Бесприданница» в образе «маленького человека» появились сатирические краски.

В одном из главных героев пьесы – Карандышеве – автор показывает множество нравственных изъянов. Юлий Капитоныч вырос в мещанской среде, испытывая с детства унижения со стороны сильных мира сего. Он осуждает их нравы, поведение, но в то же время завидует им и претендует на положение хозяина жизни, он очень честолюбив. Мелкий чиновник Карандышев старается всем доказать, что не хуже других. Он постоянно поучает, читает наставления. Своей невесте Ларисе он говорит: «Вам надо старые привычки бросить… Нельзя же терпеть того, что у вас до сих пор было». Вожеватов молод, еще только разворачивает «свое дело», поэтому Карандышев разговаривает с ним фамильярно. С Кнуровым, пожилым человеком, крупным дельцом с «громадным состоянием» он почтителен: «Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня?»
Никто из персонажей не отзывается о Карандышеве сколько-нибудь уважительно. Окружающим неприятны его завистливость, стремление во что бы то ни стало оказаться в избранном обществе, сравняться с такими людьми, как Кнуров, Вожеватов и Паратов, которые, однако, вызывают у него резко отрицательное отношение уже только потому, что в их руках деньги и власть. Себя он причисляет к «образованным людям», всячески «топорщится», чтобы заявить о себе погромче и повнушительней, хотя ни по уму, ни по характеру, ни по образованию он не превосходит окружающих, и его претензии нелепы и смешны. Лариса нужна ему для самоутверждения, с ее помощью он надеется занять более высокое общественное положение. Карандышев – это амбициозный тип «маленького человека». «Человек самолюбивый, завистливый», - говорит о нем Вожеватов. «Не глуп, да самолюбив», - подчеркивает Огудалова. Еще более резко и пренебрежительно отзывается о Карандышеве Паратов: «Кому он может нравиться! А еще разговаривает, гусь лапчатый». А вот Кнуров иначе оценил действия Карандышева, увидев за ними определенную цель: «Пожалуй, с своей точки зрения он не глуп. Что он такое… А теперь весь город заговорит про него, он влезает в лучшее общество». Когда Лариса приняла предложение Карандышева, он сразу возомнил себя большим человеком.

«Небогатый чиновник» спешит сравняться с богатыми и преуспевающими Кнуровым и Вожеватовым. Он стал украшать квартиру коврами и оружием, обзавелся «экипажем», у которого, по словам Вожеватова, «все винты да гайки дребезжат на разные голоса». «Ему покрасоваться хочется, - подметила Харита Игнатьевна. – Да и не удивительно: из ничего, да в люди попал». Во всех этих поступках проявляется явная ограниченность Карандышева. Он хочет утвердиться в глазах общества, усваивает манеры и стиль жизни местных купцов-воротил, а в результате его попытки приобретают пародийный характер. Не случайно А.Н.Островский дает герою «говорящую» фамилию: «Карандышев» образовано от слова «карандаш» - недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем не обоснованными претензиями. «Маленький человек» Карандышев действительно смешон и жалок в своем тщеславии.
На званом обеде в честь Ларисы герой пережил настоящее унижение: деловые люди его подпоили, а затем невеста сбежала с ними на пикник. После такого потрясения Карандышев произнес обличительную речь: «…Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон, - ну, смейся надо мной, смейся в глаза!.. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!..» Островский показывает, как хищные дельцы жестоко унизили и растоптали мелкого почтового служащего. Так в тему «маленького человека», нарисованного сатирически, входит мотив осуждения тех, кому «все позволено».

Преуспевающие купцы и судовладелец Паратов не щадят и Ларису, девушку из «порядочной фамилии». Но она – бесприданница, ее участь незавидна. Мать заставляет дочь быть любезной с мужчинами, завлекать богатых женихов, забыть о гордости, чтобы обеспечить себе безбедное будущее. Окружающие Ларису поклонники относятся к ней, как к вещи, как к красивой игрушке. Ее чувства никого не волнуют. Мать говорит дочери «голую» правду: « А кому нужно, что ты терзаешься?» Даже Вожеватов, который рос вместе с Ларисой, ничего не предпринимает, чтобы остановить ее от роковой встречи с Паратовым. Паратов «безбожно» обманул девушку и постарался поскорее от нее избавиться. Деловые люди привыкли использовать в своих целях тех, у кого ниже социальный статус.
Тот же Паратов, например, повсюду возит с собой спившегося провинциального актера, которому дал прозвище Робинзон. Барин распоряжается им, как собственностью, предлагает его купцам для потехи: «Вот отводите свою душу, могу его вам дня на два, на три предоставить». «Маленький человек» Аркадий Счастливцев покорно выполняет прихоти господ, привык к роли шута. Он алкоголик, зависит от сильных мира сего. И все-таки даже Робинзон способен понять всю меру подлости деловых людей, для которых нет никаких нравственных преград. «Грозя кулаком», он говорит: «О варвары, разбойники! Ну, попал я в компанию!»

Итак, в пьесе Островского тема «маленького человека» раскрывается в двух аспектах. С одной стороны, автор беспощаден к «мелким» рабам, к Карандышеву и Робинзону. Они становятся жертвами своих пороков. Счастливцев хотел «легкой» жизни за счет богатых «приятелей», а Карандышев стремился удовлетворить свое мелкое самолюбие и тщеславие.
С другой стороны, Островский осуждает дельцов, которые готовы купить и красоту, и честь, и человеческое достоинство. Для своих забав они выбирают «слабых», находящихся в сложном материальном положении, как Лариса, или тех, у кого в душе преобладает холопское начало.

          Еще сочинения по произведениям Островского

^