Задания олимпиад по русскому 7 класс




Задания олимпиад по русскому языку 7 класс

    Задания олимпиад по русскому языку 7 класс с ответами.

    Задание 1.

          Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» и объясните свой выбор.

    Бесценный, почвенный, мысленный, торжественный.

    Ответ.

    Возможны два варианта ответа.

    Бесценный – нет суффикса -енн.
    Бесценный – образовано приставочно-суффиксальным способом.

    Задание 2.

           На основании какого признака вертолет получил свое название?

    Ответ.

    На основании способности лететь (взлетать) вертикально.


    Задание 3.

           Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что  означают эти фрасзеологизмы..

    Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.

    Ответ.

    Делать из мухислона – сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение.

    Два сапогапара – похожи друг на друга (обычно по своим качествам, свойствам, положению и т.п.); стоят друг друга, один другого не лучше.

    Заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем-нибудь простом, не суметь найти выход из самого несложного затруднения.

    Собакусъел – имеет большой опыт, навык, основательные знания в чем-либо.


    Задание 4.

           Пятиклассник Саша рассказывает одноклассникам о своем младшем брате: «Он  маленький – даже букву Р еще не выговаривает!». «Ты хоть и в школе учишься, а  про буквы тоже ничего не знаешь», - замечают они.  Почему одноклассники так отреагировали на Сашин рассказ?

    Ответ.

    Одноклассники отметили, что Саша  не знает о различиях между буквами – графическими знаками, которые предназначены для письменного обозначения звуков, и звуками – акустическими единицами речи.


    Задание 5.

           Учитель на уроке русского языка предложил ученикам объяснить значение слов. Правильно ли они это сделали? Если в толковании допущены ошибки, исправьте их.

    Барышник – человек, который не работает, а ухаживает за барышнями.

    Приказчик – тот, кто издает приказы.

    Лапотник – медведь, у которого болят лапы.

    Ответ.

    Барышник – тот, кто занимается  перепродажей ради барыша - прибыли; перекупщик.

    Приказчик – тот, кто занимается торговлей  по доверенности хозяина магазина, выполняет его поручения торгового характера; служащий помещика, управлявший помещичьим хозяйством и исполнявший различные хозяйственные поручения.

    Лапотник – тот, кто делает, продает лапти; тот, кто ходит в лаптях, крестьянин.


    Задание 6.

           Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» (с грамматической точки зрения) и объясните свой выбор.

    Штаны, сени, носилки, иваси.

    Ответ.

    Иваси – несклоняемое существительное.


    Задание 7.

           Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в следующие слова: ровес..ник, сверс..ник. Какое слово произошло от слова верста? К какому словарю вы обратитесь за помощью для ответа на последний вопрос?

    Ответ.

    Ровесник, сверстник.(0,5+0,5=1)

    Сверстник.(0,5)

    Этимологический словарь. (1)


    Задание 8.

           В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, — а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?» Что имела в виду Алиса, употребляя слово антипатии? Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли? Как называется словарь, который помог бы ей их назвать?

    Ответ.

    Судя по употребленному слову антипатии с греческой приставкой анти (anti), обозначающей противоположность или враждебность чему-либо, Алиса могла иметь в виду, например, антилюдей, антиангличан.

    Словарь антонимов фиксирует группировки слов с противоположным значением.


    Задание 9.

           Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита  ученики  Древней Греции? А Древней Руси?

    Ответ.

    В Древней Греции – от альфы до омеги. В Древней Руси – от аза до ижицы.


    Задание 10.

           Каким термином называют не только один из разделов лингвистики, но и раздел биологии, изучающий формы животного и растительного мира? Что изучает это раздел лингвистики?

    Ответ.

    Морфология (от греч. morhh? – форма и logos – слово, учение)  изучает системы словоформ и механизмы их построения.


    Задание 11.

           Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный и морфологический разбор всех слов. Расставьте необходимые знаки препинания.

     

    Кусодка нырво  подзикала мызянаясь отпакать мылюту.

    Ответ.

    подлеж.    обст.      сказуем.           о б с т о я т е л ь с т в о

    Кусодка нырво подзикала,  мызянаясь отпакать мылюту.

    Кусод - к –(а) – существительное женского рода в форме  единственного числа, именительного падежа. (2+1,5=3,5)

    нырв - о - наречие. (0,5+1=1,5)

    по - дзик – а – л – (а) – глагол  1 спряжения в форме изъявительного наклонения,   прошедшего времени, женского рода, единственного числа.(3+2,5=5,5)

    мызян- а – я – сь – деепричастие несовершенного вида.(1+2=3)

    от - пак - а - ть – глагол 1 спряжения в форме инфинитива. (1,5+2=3,5)

    мылют – (у) – существительное женского рода в форме единственного числа, винительного падежа. (2+1=3).


    Задание 12.

           В приведенном ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Как можно точнее перескажите его содержание в одном предложении от третьего лица.


    Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пле(н,нн)ыми отправ…ли обратно в П…тербург. Но я решил уехать из Росси… и пок…тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр…студилось отмороз…ло щеки и у него …делался насм…рк. А когда солнце пр…стуже(н,нн)о от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить как сильно я пр…дрог в своей к…рете.

    Ответ.

    Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пленными отправили обратно в Петербург. Но я решил уехать из России и покатил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце простудилось, отморозило щеки, и у него сделался насморк. А когда солнце простужено, от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить, как сильно я продрог в своей карете.

    Возможный вариант пересказа. Вскоре после того как турки, отпустив Мюнхгаузена на свободу, вместе с другими пленными отправили его в Петербург,  очень холодной зимой, когда даже солнце простужено, у него отморожены щеки и  вместо тепла от него идет холод, барон в своей карете, совершенно продрогший, покатил на родину.


    Задания олимпиад по русскому языку 7 класс:        1 вариант    |       2 вариант    |       3 вариант

^