Задания олимпиад по русскому 8 класс




Задания олимпиад по русскому языку 8 класс

    Задания олимпиад по русскому языку 8 класс.

    Задание 1.

           Выделите в каждом простом предложении грамматические основы.

    Два дерева ходят друг к другу.

    Два дерева. Напротив дом мой.

    Деревья старые. Дом старый.

    Я молода, а то б, пожалуй,

    Чужих деревьев не жалела.


    Задание 2.

          Что объединяет выделенные слова в словообразовательном отношении? Докажите свое решение:

    На рыжих скатах тучи спят,

    Метелицы метут,

    Грома тяжелые гремят,

    Ветра разбег берут.


    Задание 3.

          Кто владелец книги в следующей фразе? Какая синтаксическая норма нарушена в данном предложении?

    Книга племянника мужа учительницы сына моего соседа.


    Задание 4.

          В повести Л.Н. Толстого «Детство» мать обращается к детям со словами:
    «Ну ступайте теперь к папа дети да скажите ему что(бы) он непр..ме(н,нн) (ко)мне заш..л прежде чем пойдёт на гумно».
    Запишите фразу согласно современным нормам правописания.
    Чем вы объясните грамматическую ошибку в этом предложении?
    Что означает выделенное слово - гумно ?


    Задание 5.

          Расставьте ударение в словах:
    ворожея, шарфы, щавелевый, ходатайство, христианин, чистильщик, черпать, углубить, зубчатый, избаловать, клала, ополоснутый, исподволь, индустрия, обеспечение, оптовый, приняла, скула.


    Задание 6.

          Найдите слова, в которых -ом входит в основу, и слова, где –ом является окончанием:
    ничком, гастроном, столом, красном, мимолетом, вдесятером, напролом, профком, притом, бом!, лбом.


    Задание 7.

          Объясните, с какими историческими событиями и особенностями быта Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения?
    Заткнуть за пояс, лясы точить, бить челом, заговаривать зубы, не выносить сор из избы, коломенская верста, канитель тянуть, встать в тупик, спустя рукава.


    Задание 8.

          Замените русскими синонимами иноязычные слова:
    вояж, апломб, альтернатива, эксклюзив, дефект, мемуары, аргументы, энтузиазм.


    Задание 9.

          Какие из приведённых слов этимологически родственны?
    Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло (сущ.), проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.


    Задание 10.

          Разберите по членам два предложения и сравните их грамматическую структуру:

    1. Кажется, что ей не больше пятнадцати лет.
    2. Кажется, ей не больше пятнадцати лет.


    Задание 11.

          Что объединяет этих людей?
    Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан-Карлос.
    Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер.


    Задание 12.

          В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным.
    Докажите правильность обоих утверждений:
    1) И один в поле воин.
    2) Один в поле не воин.


    Задание 13.

          В рассказе А.И. Куприна «Белый пудель» дедушка обращается к мальчику со словами:
    «Подожди дойдём ужотко до Мисхора там и пополощем телеса свои грешные. Перед обедом оно лес…но искупат…ся(то) а потом значит поспать трошки и отличное дело».
    Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Какую речевую характеристику создаёт автор своему герою?
    Что означают слова: ужотко, телеса, трошки?


    Задание 14.

          В каких словах по современной норме перед буквой е произносится мягкий согласный звук?
    Пастель, кабаре, купе, диспансер, шинель, бассейн, музей, компьютер, ателье, атеист, кафе, термин, фанера, патент, рефери, шинель.


    Задание 15.

          Сгруппируйте слова в 2 колонки:
    1 - есть окончание, 2 - нет окончания:
    какао, путь, сесть, пять, наголо, лето, пусть, горло, около, животное разъярено, стемнело, весело живём, сеть, выспитесь, подлежащее, лезь, руби, развлечение, беличий, жалюзи.
    Укажите грамматическое значение всех слов (непостоянные признаки).


    Задание 16.

          Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:
    птицы одинакового оперения держатся вместе; у него еще за ушами не просохло; не стоит пороха и дроби; птичка в руке стоит двух в кустах; просто, как пирог; возить уголь в Ньюкасл; хранить в вате; не стоит и пуговицы; по самые локти; убить двух птиц одним камнем.


    Задание 17.

          Замените русскими синонимами иноязычные слова, вставьте нужные буквы:
    …гоизм, с…лу…т, ижд…венец, рац…ональный, а(кк,к)орд, к…л…(сс,с)альный, к…нт…нент, ун…кальный, ин…екция, и(лл,л)…минация.


    Задание 18.

          Какие из приведённых слов этимологически родственны? Какое слово «лишнее»?.
    Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак, зоркий, сознание, зеркало, ужин, взятка, юг, объятия.


    Задание 19.

          Перескажите сказку «Три поросёнка» или сказку «Красная шапочка» (по своему выбору) одним предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции.


    Задание 20.

          Что объединяет этих людей?
    Жак Ширак, Якоб Гримм, Джек Николсон, Джеймс Бонд, Яков Свердлов, Джаккомо Пуччини?


    Задания олимпиад по русскому языку 8 класс:        1 вариант    |       2 вариант    |       3 вариант

^