Олимпиада по русскому 9 класс




Олимпиада по русскому языку 9 класс

    Олимпиада по русскому языку 9 класс с ответами.

    Задание 1.

           В текстах и словарях XVIII века можно встретить существительное истукатель, истуканщик.
    Например:
    Я подошел ближе и приметил мое заблуждение. Искусный истуканщик своею хитростию обманул мой взор и неодушевленную вещь представил мне живо существом одушевленным

    («Дантово сновидение», перевод с французского, 1779 г.);
    Молодой вельможа … есть ни живописец, ни музыкант, ни зодчий, ни  истукатель.
    (Вольтер. Вадины сказки, перевод с французского М.Попова, 1771)

    Современным русским языком они утрачены, а родственные им (однокоренные) слова в нем сохранились.
    Найдите эти родственные слова.
    Как вы думаете, что означали истукатель, истуканщик в XVIII веке?
    Каковы их синонимы в современном русском языке?
    Как называются слова, подобные истукатель, истуканщик, исчезнувшие из языка и замененные другими?


    Ответ.

    1. Стукать (стучать), постукать, стукач и др.

    2. Истукатель, истуканщик – художник, создающий объемные изображения(статуи, бюсты, барельефы и т.д.) путем резки, высекания, резания или отливки.

    3. Скульптор, ваятель.

    4. Архаизмы.


    Задание 2.

          Прочитайте фрагмент одного из разделов «Краткой российской грамматики» Е.Б.Сырейщикова, писателя, преводчика, педагога, жившего во второй половине 18 века. Отличается ли по своему содержанию и назначению грамматика современного русского языка от грамматики того времени? «Переведите» этот фрагмент на современный русский язык, внося необходимые, на ваш взгляд, коррективы.

    О Грамматике и ея разделении.

    Грамматика учит правильно говорить и исправно писать.

    Грамматика разделяется на четыре следующие части:

    На Правописание.
    На Произведение слов.
    На Сочинение слов
    На Произношение слов.

    Ответ.

    О грамматике и ее разделах - частях - структуре.

    Грамматика учит правильно образовывать формы слов(словоформы) - изменять слова и формы словосочетаний и предложений - строить словосочетания и предложения

    Грамматика разделяется на две следующие части - состоит из двух частей (разделов):

    1. Морфология.

    2. Синтаксис.

    Возможно указание на Словообразование как на часть Грамматики


    Задание 3.

           При создании литературных (чаще всего поэтических) произведений их авторы иногда обращаются к травестии – приему, основанному на гротескно-комическом «переиначивании» классических текстов. В современной литературе травестийный прием может реализоваться в виде имитации обратного перевода: редактор или переводчик переводит произведение иноязычного автора на свой язык, а затем вновь переводит на исходный.

    Перед вами отрывок из русской народной сказки в таком «обратном переводе».
    Что это за сказка? С какого языка она вновь переведена на русский язык?
    Восстановите её исходный текст, стараясь отразить национальный (народный) колорит языка сказки.

    Как-то раз уехали братья в таун, а их герлфренды говорят:

    - (Имя), организуй доставку воды с реки!

    - Не в кайф!

    Тогда герлфренды и говорят:

    - Если ты не выполнишь наше поручение, братья вернутся и не привезут тебе презента с распродажи.

    - О? кей! – сказал (имя), спустился с камина, на котором обычно лежал часами, взял тару и направился организовывать доставку воды.


    Ответ.

    Сказка «По щучьему велению».
    Перевод с английского языка.
    Возможный вариант: Один раз // однажды // как-то раз уехали братья на базар, а бабы // их жены // невестки давай посылать его:

    - Сходи, Емеля , за водой.

    А он им с печки:

    - Неохота!

    - Сходи, Емеля , а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

    - Ну ладно.

    Слез Емеля с печи, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.


    Задание 4.

          Какой грамматический признак утратили в современном русском языке краткие прилагательные?
    Ответ на этот вопрос поможет вам найти определение, а точнее, «восстановление » пути образования следующих слов:
    издалека, допоздна, снова, смолоду, засветло.


    Ответ.

    Краткие прилагательные раньше склонялись (изменялись по падежам).
    2. Издалека ¬ из далека (места). Допоздна ¬ до поздна (часа, времени). Снова ¬ с нова (раза). Смолоду ¬ с молоду (возрасту). Засветло ¬ за светло (время).

    Наречия образовались из именных сочетаний кратких прилагательных и существительного с предлогом, в которых последний компонент (существительное) отпал, а предлог, соединившись с кратким прилагательным, стал приставкой образованного наречия.


    Задание 5.

          Какого человека называют шляпой? Почему именно шляпой, а не шапкой, не кепкой, не беретом?


    Ответ.

    Человека неловкого, нерасторопного часто называют шляпой. Шляпа – принадлежность гражданского, штатского костюма и является как бы символом штатского человека. Человека, у которого отсутствует выправка, стать и сноровка, в отличие от кадрового военного, называют шляпой, подчёркивая таким образом качества, свойственные невоенным людям.


    Задание 6.

          Вставьте пропущенные фрагменты в приведенный ниже текст.
    Продолжите его так, чтобы получилась полная картина аллегорического «родословного дерева» славянских языков

    Славянское языковое «дерево» имеет три основные ветви: --------- языки, --------- языки, --------- языки. Эти основные ветви-группы имеют в свою очередь более мелкие ответвления: первая - --------- ; вторая - --------- ; третья - --------- .


    Ответ.

    Славянское языковое «дерево» имеет три  основные ветви:  восточнославянские языки, западнославянские  языки, южнославянские  языки. Эти основные ветви-группы имеют в свою очередь более мелкие ответвления: первая – языки русский, украинский и белорусский; вторая – языки польский, чешский, словацкий, верхнелужицкий и нижнелужицкий ; третья – сербохорватский, словенский, болгарский, македонский языки. У каждого из этих языков-ветвей есть еще веточки с многочисленными «листочками» -  наречиями и говорами (диалектами).


    Задание 7.

          Как бы вы определили жанровую форму приведенных ниже стихотворений?
    Какие грамматические формы помогают это сделать?
    Какие речевые действия совершаются при помощи этих форм?

    Приди, о Истина, и поселись меж нами,

    Приди, искорени вгнездившийся порок,

    Соделай так, чтоб враги нам сделались друзьями

    И чтоб невинного не гнал уж больше рок!

    Н.И. Тургенев

     

    Дух премудрости, и разума, и силы!

    Всеобъемлющей, божественной любви!

    Нас, заглохших в суете, помилуй

    И своим дыханьем оживи1

    Ю.В. Жадовская

     

    Пошли, Господь, свою отраду

    Тому, кто в летний жар и зной,

    Как бедный нищий мимо саду,

    Бредет по жесткой мостовой…

    Ф.И. Тютчев


    Ответ.

    1. Молитва.

    2. Соделай, помилуй, пошли (отраду) – формы повелительного наклонения,  2 лица, ед.ч.

    3. Просьба, совет, рекомендация, приказ, пожелание.


    Задание 8.

          Как вы понимаете фразу Столы в кабинете стояли покоем? Прокомментируйте свой ответ.


    Ответ.

    Столы в кабинете стояли буквой П, которая раньше называлась покой.


    Задание 9.

          Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

    Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).


    Ответ.

    Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец


    Задание 10.

          Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова                      ( с, сс ) у ( ж , жж ) е ( н , нн ) ы й.


    Ответ.

    Выбор написания зависит от  значения // происхождения  и грамматических признаков слова, а именно:

    -  образованное от  глагола совершенного вида сузить страдательное причастие

    пишется как  суженный;

    - образованное от глагола совершенного вида ссудить страдательное причасти пишется как ссуженный;

    - существительное, образованное  путем перехода   в разряд существительных отглагольного прилагательного, в свою очередь образованного от глагола несовершенного вида судить,  пишется как суженый.


    Задание 11.

          Из приведенного ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены. Как  обозначена мягкость каждого из этих согласных?

    Вот мчится тройка удалая

    Вдоль по дороге столбовой,

    И колокольчик, дар Валдая,

    Гудит уныло под дугой.

    Ф.Глинка


    Ответ.

    Мчится: обозначение мягкости не требуется, так как звук ч' не имеет пары по твердости, тройка: обозначение мягкости не требуется, так как этот звук не имеет пары по твердости, удалая: обозначение мягкости не требуется, так как звук  j не имеет пары по твердости , вдоль: при помощи  мягкого знака , дороге: при помощи буквы е, столбовой: (см. тройка), колокольчик, ч (см. вдоль, мчится) , Валдая (см. удалая), гудит: при помощи буквы и, дугой: см.тройка.


    Олимпиада по русскому языку 9 класс:        1 вариант    |       2 вариант    |       3 вариант

^