Олимпиадные задания по русскому 9 класс




Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс

    Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс с ответами.

    Задание 1.

          Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог.

    Черпать, асимметрия, краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин, отвар.


    Задание 2.

          В латинском языке есть слово valeo - «становлюсь сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?


    Задание 3.

          Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа: дно, туфля, грузин, простыня, блюдце, эполеты, боярин, колено, полено. Укажите варианты (если есть). Поставьте ударения.


    Задание 4.

          Допишите недостающие слова в пословицах об учении, языке.

    Во многословии не без …

    Учился читать да писать, а выучился петь да…


    Задание 5.

          Выпишите из данного списка только числительные.

    Восьмидесятый, всемером, в-третьих, два, двое, двойка, двойной, оба, пара, пятак, пятый, пятеро, полтинник, трешка, троица.


    Задание 6.

          Укажите русский эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать.


    Задание 7.

          К какой части речи относится слово «грустно» в приведенных примерах?

    1) Мать грустно смотрела на детей. 2) Ожидание было грустно. 3) Мне грустно.


    Задание 8.

          Выпишите номера односоставных предложений. Определите тип каждого односоставного предложения.

    1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин). 2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин). 3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский). 4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский). 5) Что с тобой случилось? 6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов). 7) Не хотел бы оказаться на твоем месте.


    Задание 9.

          Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается?

    Так спросил у озорного

    Кота Васи я:

    – Что же значит это слово:

    Ка-та-ва-си-я?

    Кот весьма любезен был –

    Объяснил наглядно:

    Всю посуду перебил

    И спросил:

    – Понятно?


    Задание 10.

          Вы знаете, что самые обычные слова, употребленные в переносном значении, у мастера художественного слова приобретают большую выразительную силу. В отрывке из рассказа М.М. Пришвина найдите слова с переносным значением, определите их роль в тексте. Какие еще языковые средства использует автор? С какой целью?

    «Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера это был еще богатый ручей; видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирает, падая на землю золотистыми каплями».


    Ответы к олимпиадным заданиям по русскому языку 9 класс.

    1. Асимметрия, пломбировать, мещанин, отвар.

    2. С данным латинским словом связаны русские слова
    валидол, инвалид, Валерий, валериана, валидный и др.

    3. Доньев, туфель, грузин, простынь, простыней, блюдец, эполет, бояр, коленьев,
    во фразеологизмах – до колен, между колен, от колен, встать с колен, поленьев.

    4. Во многословии не без многословия.
    Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.

    5. Восьмидесятый, два, двое, оба, пятый, пятеро.

    6. Дебаты - споры, интуиция – чутье, изолировать - отделить, метаморфоза - превращение, приз – подарок, тотальный - всеобщий, социальный -общественный, превалировать – преобладать.

    7. 1) наречие, 2) краткое прилагательное, 3) категория состояния.

    8. 1) Обобщенно-личное, 2) определенно-личное, 4) безличное.

    9. Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов.


    Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс:        1 вариант    |       2 вариант    |       3 вариант

^