Олимпиадные задания по русскому 9 класс
Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс
-
Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс с ответами.
Задание 1.
Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог.
Черпать, асимметрия, краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин, отвар.
Задание 2.
В латинском языке есть слово valeo - «становлюсь сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?
Задание 3.
Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа: дно, туфля, грузин, простыня, блюдце, эполеты, боярин, колено, полено. Укажите варианты (если есть). Поставьте ударения.
Задание 4.
Допишите недостающие слова в пословицах об учении, языке.
Во многословии не без …
Учился читать да писать, а выучился петь да…
Задание 5.
Выпишите из данного списка только числительные.
Восьмидесятый, всемером, в-третьих, два, двое, двойка, двойной, оба, пара, пятак, пятый, пятеро, полтинник, трешка, троица.
Задание 6.
Укажите русский эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать.
Задание 7.
К какой части речи относится слово «грустно» в приведенных примерах?
1) Мать грустно смотрела на детей. 2) Ожидание было грустно. 3) Мне грустно.
Задание 8.
Выпишите номера односоставных предложений. Определите тип каждого односоставного предложения.
1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин). 2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин). 3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский). 4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский). 5) Что с тобой случилось? 6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов). 7) Не хотел бы оказаться на твоем месте.
Задание 9.
Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается?
Так спросил у озорного
Кота Васи я:
– Что же значит это слово:
Ка-та-ва-си-я?
Кот весьма любезен был –
Объяснил наглядно:
Всю посуду перебил
И спросил:
– Понятно?
Задание 10.
Вы знаете, что самые обычные слова, употребленные в переносном значении, у мастера художественного слова приобретают большую выразительную силу. В отрывке из рассказа М.М. Пришвина найдите слова с переносным значением, определите их роль в тексте. Какие еще языковые средства использует автор? С какой целью?
«Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера это был еще богатый ручей; видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирает, падая на землю золотистыми каплями».
Ответы к олимпиадным заданиям по русскому языку 9 класс.
1. Асимметрия, пломбировать, мещанин, отвар.
2. С данным латинским словом связаны русские слова
валидол, инвалид, Валерий, валериана, валидный и др.
3. Доньев, туфель, грузин, простынь, простыней, блюдец, эполет, бояр, коленьев,
во фразеологизмах – до колен, между колен, от колен, встать с колен, поленьев.
4. Во многословии не без многословия.
Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.
5. Восьмидесятый, два, двое, оба, пятый, пятеро.
6. Дебаты - споры, интуиция – чутье, изолировать - отделить, метаморфоза - превращение, приз – подарок, тотальный - всеобщий, социальный -общественный, превалировать – преобладать.
7. 1) наречие, 2) краткое прилагательное, 3) категория состояния.
8. 1) Обобщенно-личное, 2) определенно-личное, 4) безличное.
9. Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов.
Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс: 1 вариант | 2 вариант | 3 вариант