Сочинение по прочитанному тексту Гранина

Сочинение по тексту Гранина



Напишите сочинение по прочитанному тексту Гранина

Текст для сочинения

(1) Упражняется ли милосердие в нашей жизни?
(2) Есть ли постоянная принуда для этого чувства?
(З) Часто ли мы получаем призыв к нему?
(4) В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

(5) Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию.
(6) Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему.
(7) От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя.
(8) В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения.
(9) Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.
(10) Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова.
(11) Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
(12) Милость к падшим призывать - воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему - необходимость настоятельная, труднооценимая.
(13) Я убеждён, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета.



Пример сочинения по тексту Гранина

«Упражняется ли милосердие в нашей жизни?»
- задает нам вопрос автор,
с самого начала заявляя актуальную для него проблему и приглашая читателя задуматься:
действительно, «есть ли постоянная принуда для этого чувства?».

Писатель приводит в качестве примера цитату из стихотворения А.С. Пушкина «Памятник»,
в последней строке которого Д. Гранин видит «прямой призыв к милосердию».

Автор утверждает, что именно Пушкин положил начало развитию темы «милости к падшим» в таких произведениях,
как «Пир Петра Первого», «Капитанская дочка», «Выстрел», «Станционный смотритель»,
позднее же эта тема получила продолжение в творчестве «Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова».

В тексте Гранина часто встречается такое средство выразительности, как ряды однородных членов.
В приведенной выше цитате автор использует этот прием, чтобы показать, насколько широко рассматриваемая им проблема отражена в произведениях подавляющего большинства русских писателей XIX века.

В следующем абзаце мы видим ряд однородных определений: «… обращение писателей к героям униженным и оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим…».
Эти эпитеты взаимно усиливают друг друга,
и автору удается выразить глубочайшую степень униженности, одиночества «падших героев».

Позиция самого Д. Гранина ярко выражена в последнем абзаце:
автор убежден, что воспитание чувства милосердия в современном обществе
– «необходимость настоятельная, труднооценимая»,
он обращается к традициям русской классической литературы, чтобы проследить развитие темы милосердия и сострадания от Пушкина до наших дней.

Я согласен с автором в том,
что сегодняшняя литература должна осознать необходимость воспитания чувства сострадания,
«возвращения к нему» в современном мире,
ставшем более жестоким с течением времени.

Чтение русской классической литературы – прекрасный способ эстетического и духовного воспитания, самосовершенствования человека как личности и как члена общества.
Особое внимание, как мне кажется, необходимо уделять изучению русской литературы в школе, поскольку именно в детском, юношеском возрасте закладываются основы нравственности и морали и от этого зависит, каким человек будет в дальнейшем, какой жизненный путь он выберет.

Однако я не вполне принимаю гранинское прочтение образа Сонечки Мармеладовой,
героини романа Достоевского «Преступление и наказание».
Гранин представляет ее как одну из множества «сирых» и «убогих»,
включает в ряд персонажей, к которым в произведениях русских классиков проявляется сострадание.

Но у разных авторов – разные взгляды и разные образы героев, и это надо учитывать.

Если в «забитом ничтожнейшем чиновнике» - станционном смотрителе – мы, несомненно, видим «человека с душой благородной, достойной любви и уважения»,
то в образе Сони Мармеладовой, как мне кажется, читатель «открывает» прежде всего не «оскорбленную, сирую, убогую, несчастную» девушку, а человека удивительной души – щедрой, всепрощающей, способной к бескорыстной христианской любви, человека необычайно сильного духовно и безгранично верящего в добро и справедливость.
Соне не нужно милосердия со стороны окружающих, ибо она сама – воплощение милосердия и любви к ближнему.

Итак, литература наша действительно не имеет права «отказаться от пушкинского завета»,
особенно сейчас, когда «век» вновь обещает стать «жестоким».




Сочинение по тексту:       |   Текст 1      |   Текст 2       |   Текст 3      |   Текст 4       |   Текст 5      |   Текст 6       |   Текст 7      |   Текст 8

      |   Текст 9      |   Текст 10       |   Текст 11      |   Текст 12       |   Текст 13      |   Текст 14       |   Текст 15      |   Текст 16

      |   Текст 17      |   Текст 18       |   Текст 19      |   Текст 20       |   Текст 21      |   Текст 22       |   Текст 23      |   Текст 24

      |   Текст 25      |   Текст 26       |   Текст 27      |   Текст 28       |   Текст 29      |   Текст 30