Сочинение по тексту Соловейчика



Напишите сочинение по прочитанному тексту Соловейчика

Текст для сочинения

(1) Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью — значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни.
(2) Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…
(3) Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок?
(4) Что это значит — духовная жажда?
(5) Духовность не то, что культура поведения или образованность.
(6) Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа.
(7) Интеллигентность — не образованность, а духовность.
(8) Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми?
(9) Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь.
(10) Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям.
(11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту.
(12) Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства.
(13) Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру, и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
(14) Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в дет­стве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними.
(15) Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна.
(16) Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
(17) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление?
(18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные.
(19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные.
(20) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать.
(21) Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: “священный сердца жар, к высокому стремленье” (Пушкин).
(22) Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте.



Пример сочинения по тексту Соловейчика

«Величие души должно быть свойством всех людей»,
- утверждал римский философ-стоик Сенека.

В самом деле, ничто не может быть более значимо для человека, чем достижение им подлинных духовных высот.
Это заметил и С. Соловейчик,
который в своей статье поднимает проблему истинного содержания понятия духовности.

Соловейчик, рассуждая над этой проблемой, использует вопросно-ответную форму изложения, тем самым прямо обозначая свою позицию.

По мнению автора,
духовность – это не только наличие у человека качественного образования и хороших манер.
В первую очередь, духовность должна проявляться в стремлении к прекрасному, поиске истины, постоянной работе над своим внутренним миром.

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что подлинное духовное развитие не имеет временных рамок, не может являться конечной целью человека, а должно сопровождать его на протяжении всей жизни. «Бесконечно стремление к добру, неутомима жажда правды, ненасытен голод по красоте» - в этих словах, по-моему, отражена идея текста.
Я полностью разделяю позицию автора о том, что человеку нужно заботиться не только о внешних проявлениях своей культуры, но и о своем духовном облике.

Моя точка зрения находит подтверждение на примере героини рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья».
Ольга Ивановна, несмотря на стремление к развитию своих способностей, заботе о внешнем облике, желание окружить себя талантливыми людьми, забывает о самом важном, что должно быть у человека – о своей духовности. Поэтому и её картины, и отношения с другими людьми лишены подлинной духовной глубины и ценности.
Самого же главного человека в своей жизни, чувства которого к ней были искренними, преисполненными добротой и чуткостью, она так и не разглядела.

Ещё одним примером духовной деградации может послужить Николай Иваныч из рассказа Чехова «Крыжовник».
В погоне за мечтой о покупке собственного имения, он забывает о внутреннем развитии.
Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели.
В результате, добрый и кроткий человек опустился, превратившись в наглого и самоуверенного «барина».

Человека всегда будет интересовать то, какое впечатление он производит на окружающих, достаточно ли он образован, хороши ли его манеры.
Однако, следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать о развитии своих душевных качеств.

^